Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ности» и что «в поверхностных размерностях они неразреши мы», а «их решение — лишь в глубине»2. Физика и метафизика Добавим и акцентируем: в поверхностной размерности разрешимы исключительно проблемы существо вания жизни, т. е. проблемы ее дления. Но длить и продлевать можно только то, что есть и уже существует. Того же, что рож дается, случается, возникает или, иначе говоря, нового, в приз ме такого рассмотрения никогда не увидишь. Это касается ми ра и затрагивает любой аспект нашего присутствия, в первую очередь — проблему смысла жизни и осмысленности нашего существования, находя предельное свое выражение в проблеме бытия. Континуум бытия создает избыточность видения само го человеческого существования, а потому и возможность его аналитики. Так или иначе, но речь идет о спектре тематизаций, обычно соотносимых с метафизикой. Принципиальным при знаком таких вопросов будет отсутствие однозначного ответа: постановка вопросов и установление проблематизаций поиска настолько перманентны, что захватывают нашу мысль цели ком. Вопрос длится и не прекращается, и любой ответ на этом пути — всегда промежуточен. Отметим, что интерес к таким непрекращающимся по своей сути вопросам связан именно с погруженностью в бытие, в interes’e (от inter-esse) человек уко ренен в бытии и находится внутри него. Вот почему его мысль определяется глубиной, а не поверхностью существования. Напротив, в параметрах последнего такая мысль воспринима ется только в том случае, если с ней будет проделана спрямляю щая и схематизирующая работа сознания. Настроение Главное при постановке метафизических про- как важнейшая блем — это само настроение, которое реализу- тема метафизики , - * - ' ет в себе человек, попадая в глубину себя, т. е. настроение, вбирающее нашу мысль целиком и без остатка. И наша ориентация исключительно на способность сознания здесь нам помочь не может. Хочешь быть с сознанием и в со знании — выпадаешь из мышления, из настроения, которым мысль себя определяет, причем определяет настолько, что в своем радикальном размахе и порыве нередко склонна к пре- 2 Витгенштейн JI. Философские работы. С. 480. 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz