Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
бытия мышления, Мамардашвили упоминает и интерпрети рует библейскую фразу о том, что «дух веет там, где хочет»38. Добавим: и когда хочет. Значит, место и время, где и когда ему мыслить, человек не выбирает. Если возможно говорить о ка кой-либо мотивировке и предзаданности мышления, то они определяются не человеком, а его настроением, в осмыслении которого способно выявиться присущее ему встраивание в бы тие. Кажется, что расцвет и резкое повышение значения сексу ального измерения нашей жизни связаны именно с тем, что мы не можем мыслить свободно, т. е. не берем на себя труд мыс лить в условиях именно своего собственного существования. Отказ от этого ознаменован тем, что наше существование отда но на откуп исключительно сознанию, а мышление, если оно встречается, совершается в тех областях, которые на само су ществование действенного воздействия оказать в принципе не могут. Еще одна черта Постава связана с самой реакцией Сущее и Постав на описание серьезности происходящего. Такие замечания спи сывают на усталость, зависть, недальновидность и прочее — словом, на все, что угодно, лишь бы все осталось таким же и функционировало в дальнейшем. Даже отдаленная перспек тива, связанная с разрушением наработанного и потому пред сказуемого механизма во взаимоотношениях человека с миром и самим собою, страшит современное сознание. Значит, По став — не на улицах, он — состояние нашего сознания. Будучи горизонтом восприятия, он всему задает меру, чем определяет любое «отношение» человека к сущему. И только потом, как ответ на запрос такого восприятия, определяются формы и способы развития бытия как упорядоченного и нумерованного сущего. К слову сказать, фундаментальная онтология Хайдегге ра, основу которой составляет экзистенциальная аналитика бытия Dasein, акцентирует внимание на том сущем, «которое мы сами всегда суть», т. е. на бытии человека39. Именно в обра- 38См.: Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». С. 119. 39См.: Ахутин А. Dasein. Материалы к толкованию // Логос. 2000. №5/6 (26). С. 89. В переводе В. В. Бибихина это место в тексте «Бытия и времени» звучит, на наш взгляд, более уточняюще: «того 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz