Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

нечто дьявольское и поистине проклятое, то это как раз худо­ жественная зацикленность на формах; между тем мы должны быть подобны претерпевающим казнь, которых сжигают, а они все продолжают подавать толпе знаки со своих костров»36. Зна­ чит, аффектация является способом проявления свободы чело­ века в тех обществах, где для нее нет условий. Причем, как становится теперь понятно, любые условия можно воспри­ нять как недостаточные. Так, Арто жил и творил не в казематах, а в славящейся на весь мир своим свободолюбием Франции. Все дело в том, что любые условия, даже условия Франции и Европы, — всегда «условны», тогда как свобода — абсолютна. Время жизни европейца Арто совпадает со временем разверты­ вания Постава и начинающегося проявления его господства над человеком. Опасности такого «господства» Арто и пытался противостоять всеми доступными и недоступными ему средст­ вами: как средствами драматургии, связываемой им с возмож­ ностью практического появления театра жестокости 37, тео­ ретическим обоснованием которого стали его собственные концептуальные разработки, так и средствами своей жизни, за­ кончившейся безумием, этим концентрированным пределом аффектации. Свобода и случай Привлечем внимание к другому — тому, что че­ ловек действует аффективно именно там, где у него нет усло­ вий для свободы мышления. Человек не может не изменяться, но если нет культуры мышления, то ему не остается ничего дру­ гого, как всецело связывать себя с отдельным пафосом или с конкретным, захватившим его эмоциональным состоянием. Однако в этом случае, случае недомысливания, человек может чрезвычайно сильно зависеть от эмоций, которые всегда непо­ стоянны, ситуативны и случайны. И тогда реализуется потреб­ ность в эмоции, когда человек стремится вместить в эмоцию всю свою непродуманную сущность, желая этим избавиться от себя. Способность мыслить Мысль — свободное действие по своему су- и феномен секса ществу. Так, размышляя о безразличности и равноденствии точки совершающегося со- 36 Арто А. Театр и его двойник. М., 1993. С. 12. 37Там же. С. 96— 109, 110— 113. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz