Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
щим, а вглубь — ввиду укоренииости сущего в бытии. Такая — бытийная — обеспеченность человеческого существования могла продолжаться до тех пор, пока человек не стал господи ном сущего и не взял ответственность за его (сущего) судьбу на себя. Все возникающее теперь уже не могло не считаться с су щим как с тем, что определяется в прямой «увязке» с порядком организации «очеловеченного» мира. Рассчитывающее мышление не допускает Живое и спонтанное проявлений спонтанности. Живому нет места там, где все опре деляется калькуляцией. Особенно это заметно в мегаполисах, например, в Москве и Санкт-Петербурге: спонтанность здесь настолько некстати, что становится уделом маргиналов. Спонтанность собаки, которая без поводка и хозяина каким-то образом попала в человеческий водоворот на Новом Арбате или Невском проспекте и вынуждена уклоняться от потоков человеческой массы, сопоставима со спонтанностью бомжей, которые еще могут не считаться с механикой сущего, ибо вы теснены им на периферию города, в его ниши и катакомбы. Свободное поведение, противостоящее всему «общепринятому» и «нормативному», чрезвычайно раздражает. Раздражает как раз своим вызовом общему осознанию себя «частью» и «эле ментом» единого механизма развития сущего. Будучи связан ным «с головы до пят», приструненное и классифицированное во всех своих проявлениях, живое вынуждено по преимущест ву проявлять себя аффективно. Если цементированное сущее не допускает спонтанности, то она начинает проявлять себя всегда неожиданно и там, где для этого есть условия — зазоры в сущем. Нетрудно ПОНЯТЬ, НО невероятно трудно при- Феномен аффекта: нять то, что в аффективной спонтанности че- театр Арто ловека мы сталкиваемся с его свободой. И здесь, заранее прино ся читателю извинение за длинноту цитирования, хочется при вести слова А. Арто. «...Когда мы произносим слово “жизнь”, необходимо понять, что речь идет не о жизни, узнаваемой бла годаря внешним фактам, но о том хрупком и изменчивом убе жище, которого не касаются формы, — пишет драматург, раз мышляющий над соотношением «формы» и тем, что ею при вносится, и продолжает далее: — И если есть в наших временах 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz