Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
сферой, непосредственно связанной с субъективной деятельно стью человека, и бытием как таковым. Этот «разрыв» оказался закреплен и терминологически: сущее все увереннее и система- тичнее связывается с активностью человека, чем статус бытия первоначально ослабляется, а затем все последовательнее пере водится в разряд фиктивных и пустых понятийных единиц. Но позволим себе спросить, чем в таком случае достигалось единении и прямое отождествление понятий «сущего» и «бы тия» у Аристотеля? На наш взгляд, самой методологической возможностью «отрыва» сущего от его атрибутов. Как размы шляет Аристотель, «есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе». Соглас но этому пониманию Стагирита, «эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из дру гих наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части...»34. Метафизика как раз и понималась процедурой, благодаря которой возможно осмыслить сущее само по себе, схватить его мыслью и схватить в целостности, ведь «именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее — что оно такое и каково все присущее ему как суще му»35. Таковой метафизика остается и сегодня. В ситуации, когда человек «по уши» погружен в разнообразные варианты «физики» и пребывает в предельно заболоченной концептуаль ной почве, вырвать его из нее, вероятно, по силам только мета физике. Акт мысли как р азры в Таким образом, акт мышления человека между сущим и его фокусировал разрыв между сущим и его атрибутами атрибутами, придавая человеку возмож ность отнесения различных содержаний его жизни, наряду с их частным пониманием, к самому сущему. Все, чего еще не было, но что могло возникнуть и появиться, было заранее реабилити ровано неограниченностью сущего. С этой позиции все, что мо жет случиться в мире, не имеет барьеров и границ для роста, хоть вширь, хоть вглубь: вширь, потому что связывается с су- 34 Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 119. 35Там же. С. 182. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz