Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

сферой, непосредственно связанной с субъективной деятельно­ стью человека, и бытием как таковым. Этот «разрыв» оказался закреплен и терминологически: сущее все увереннее и система- тичнее связывается с активностью человека, чем статус бытия первоначально ослабляется, а затем все последовательнее пере­ водится в разряд фиктивных и пустых понятийных единиц. Но позволим себе спросить, чем в таком случае достигалось единении и прямое отождествление понятий «сущего» и «бы­ тия» у Аристотеля? На наш взгляд, самой методологической возможностью «отрыва» сущего от его атрибутов. Как размы­ шляет Аристотель, «есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе». Соглас­ но этому пониманию Стагирита, «эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из дру­ гих наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части...»34. Метафизика как раз и понималась процедурой, благодаря которой возможно осмыслить сущее само по себе, схватить его мыслью и схватить в целостности, ведь «именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее — что оно такое и каково все присущее ему как суще­ му»35. Таковой метафизика остается и сегодня. В ситуации, когда человек «по уши» погружен в разнообразные варианты «физики» и пребывает в предельно заболоченной концептуаль­ ной почве, вырвать его из нее, вероятно, по силам только мета­ физике. Акт мысли как р азры в Таким образом, акт мышления человека между сущим и его фокусировал разрыв между сущим и его атрибутами атрибутами, придавая человеку возмож­ ность отнесения различных содержаний его жизни, наряду с их частным пониманием, к самому сущему. Все, чего еще не было, но что могло возникнуть и появиться, было заранее реабилити­ ровано неограниченностью сущего. С этой позиции все, что мо­ жет случиться в мире, не имеет барьеров и границ для роста, хоть вширь, хоть вглубь: вширь, потому что связывается с су- 34 Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 119. 35Там же. С. 182. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz