Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

гая на опыте и соизмеряя ее с чувственным содержанием, никогда не может постигнуть до конца. Я, по Канту, апперцеп­ тивно и связано именно со способностью мышления. На осно­ вании такого мыслящего Я определяется феномен личности, которая предстает в качестве постоянной — мыслимой за раз­ нообразными содержаниями моей жизни — формы как для меня, так и для любого другого. Я — константа моей жизни, на основании которой осуществляется принципиальная воз­ можность пронзения мыслью моей чувственной и потому всегда «частной» жизни. Продолжая размышлять о спонтанности, заметим, Поверхность что современное положение дел, когда дети все бытия (сущего) меньше играют и читают, все больше и интенсивнее связывая себя с телевизором, видеомагнитофоном, компьютером и т. д., можно осмыслить как прочное охватывание измерения мира и мирового слова обручем сущего. Как раз на поверхность суще­ го ориентирует нас плоскость любого экрана. И если для суще­ ства человека даже в детском возрасте становятся жизненно необходимы пребывание во всевозможных скоростях и воз­ никновение новых типов скоростного скольжения по поверх­ ности мира, количество которых с каждым днем возрастает, ес­ ли поверхностность отношений с миром становится уделом жизни ребенка, то это чрезвычайно показательно. Столкнуться с миром вне рассчитывающего и калькулирующего отношения сегодня, видимо, часто не удается и ребенку, не говоря уже о взрослом. Здесь стоит особо обратить внимание на исто- «Бытие» и «сущее» рическую метаморфозу, связанную С восприя- у Аристотеля тием бытия. Если, по Аристотелю, «сущее» является синони­ мом «бытия» и с ним практически уравнивается, то это показа­ тельно уже тем, что сфера сущего, как бы предположительно она не расширялась и выстраивалась, понимается древнегрече­ ским мышлением в непременной связи с бытием и может про­ думываться только в этой перспективе. В русле такой парадиг­ мы сущее есть не только и не столько нечто, исходящее от чело­ века и определяемое им, а точнее, его деятельностью в качестве субъекта, но и рубеж бытия, который раскрывается в подруч­ ной человеку сфере. Акцентация внимания на себе как субъек­ те приводит человека к осознанию разрыва между сущим как 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz