Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

если руководствоваться пределами и объемом логического суждения, но реальны, если мы хотим понять то, что представ­ лено нам в логическом суждении, т. е. действительны с пози­ ций нашей острой нужды в понимании. Такое «место» и такое «время» можно характеризовать с позиций Ничто, т. е. как ни­ чейное место и время, но можно выделять присущее им всеоб­ щее свойство безличности, т. е. размышлять о них с позиций Всего. Перпендикулярность Драма современного сознания состоит в том, мысли по отношению что оно повсеместно демонстрирует свою К” "ЖЫ'ЧНи. невозможность вырваться за пределы суще­ го, им же и порожденного. Мысль, по-видимому, возникает не как параллельное жизни событие, с ней соприкасающееся или из нее исходящее, напротив, мысль — перпендикуляр по отно­ шению к жизни, в содержательном отношении ее, конечно, ни­ как не умножающее. Жизнь в мысли не нуждается, и примеры того, что мысль — в тягость жизни, мы можем встретить если и не на каждом шагу, то довольно часто. В мысли и посредст­ вом мышления содержание жизни собирается целиком. И, бу­ дучи перпендикуляром, оно расценивается сознанием как пре­ пятствие, нуждающееся в преодолении. Образы параллельности Обратим внимание на плодотворность и перпендикулярности понимания благодаря соотношению меж­ ду собой образов параллельности и перпендикулярности. В этой связи рассмотрим две историко-философские ситуации. Как известно, Декарт, постулируя существование res extensa и res cogitans, уподоблял их двум параллельным и непересекаю- щимся измерениям. Связь и пересечение их друг с другом, т. е. «встреча» их между собой, могли осуществиться в ситуации вечного рождения Я в актах мышления, изначально пронизы­ вающих величину и параметры тела. Таким образом, замыка­ ние параллельных плоскостей обеспечивалась, по Декарту, пульсацией мышления: такое мыслящее Я являлось перпенди­ кулярной структурой по отношению к природе тела. В ситуа­ ции с Кантом роль такого перпендикуляра играет понятие фор­ мы: бесчисленные в своей потенции содержания связываются воедино посредством вещи для себя. Я в таком случае есть трансцендентальная форма, которая предшествует каждому в его постижении себя в качестве человека и которую он, пости- 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz