Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ко всему как к событию, со стороны взрослых же воспринима ется с явной опаской и оценивается как проявление детского по ведения. Понятно, что такое восприятие другим быть и не мо жет, ведь оно порождено сознанием, с появлением которого отождествляется момент нашего взросления, но от которого надлежит отказаться, чтобы дать возможность состояться мыш лению. Понятно и то, что такая оценка по своему существу аб солютно верна: человек действительно ведет себя как ребенок, но, вероятно, благодаря такому («детскому», неутилитарному) отношению к миру мы можем допустить его в свою жизнь. Пытаясь прояснить отдельные философские Настроение заботы аспекты вышесказанного, обратимся к суще- и феномен логики ству логики и отметим, что ее можно воспринимать в качестве деятельности, соответствующей процессу интегрирования че ловека в бытие. Логика есть коррелятивная сущему активность, реализующая озабоченность человека, внутри которой развер тывается среда его существования. Вопрос бытия самой этой среды в границах логики не заботит человека в принципе, и во прос этот не может быть проверен никакими логическими средствами. Вот почему Аристотель, настаивая на необходимо сти понятия бытия, подчеркивает, что с точки зрения логики оно раскрывается исключительно в связи с различными преди катами. Логика, таким образом, является реализацией возмож ности в деле установления человеческой перспективы бытия, т. е. его восприятия, представления и понимания, чему предше ствует его озабоченность бытием, что и заставило Хайдеггера обратиться к продумыванию заботы как одного из важнейших онтологических понятий. Забота понимается фундаменталь ным настроением, которым мы уже захвачены и которое не подлежит логическому «суду», представая специфическим феноменом, демонстрирующим внутреннее сопротивление любым логическим экспликациям. Задумаемся о безличном характере логических суждений. Чтобы что-либо понять, нам необходимо осуществить интер претацию объема логического суждения, т. е. выйти за его пре делы. Такая, необходимая нам «избыточность» в метафизичес кой парадигме восприятия может осознаваться как указание на специфичность места и времени, которые простираются за пре делами существующего. Эти «место» и «время» — утопичны, 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz