Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ствием озабочиванияМ). Озабочиваясь, человек обрекает себя на раскрытие бытия в сущем: через сущее и посредством сущего. Отсюда проистекают его хлопоты и думы — это альтернатива покою, реализующаяся посредством спонтанности и рефлек сии, когда человек противостоит своей успокоенности и пре возмогает ее своим напряжением. Забота человека — о себе, о другом, о мире — оказывается непременным спутником все го того, что связано с его существованием, становясь началом, предопределяющим наше существование. Хайдеггер настаива ет, что, только озабочиваясь и заботясь, мы открываем себе мир, так же как и раскрываем себя миру31. Но он не одинок в та ком осмыслении заботы. Понимание заботы как первоначала бытия, из которого все и происходит, характерно и для В. Розанова. В архитектонике построений последнего забота воспринимается первосубстан- цией, в границах охвата которой нечто только и есть, т. е. где оно может состояться и определиться. «Что раньше всего было в мире? — Забота. — Раньше того, кто позаботился, — и того, о ком позаботился? — Раньше. — И мир, значит, возник..? — Из “превосходства позаботиться”»32. Пронизанность всех на ших побуждений заботой и связанность с ней любого действия человека достаточно показательны. Понятно, что если озабочи- вание становится теневой стороной интенционального и ре флексивного измерений жизни, то не обращать на такую связь внимания просто-напросто невозможно. О таком восприятии заботы говорит русское речение: «Работы без заботы нет; а за бота и без работы живет», зафиксированное Далем33. Однако сегодня онтологическое понимание заботы уступает место вос приятию заботы как множества забот, причем множества по тенциально бесконечного ввиду невозможности человека из них (забот) как-то выключиться. 30 В древнегреческом языке представление о заботе связывалось со словом |X£pi|iva, что значит «забота, беспокойство, дума». В латыни понятие сига несло в себе значения «заботы, попечения, старания, усилия, пытливости, исследования, труда, работы, сочинения». 31 См.: Хайдеггер М. Бытие и время. С. 180—212. 32 Розанов В. В. Собрание сочинений. Апокалипсис нашего времени. М., 2000. С. 81. 33 Даль В. Пословицы русского народа. С. 242. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz