Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Проблематичность Кстати сказать, ранее нормальность поведения «нормального» человека противопоставлялась ненормальное - и «ненормального» * ,, . . ти обстоятельств его жизни. На основе та­ кого противопоставления преимущественно развивались клас­ сическая литература и искусства. Человек обретал свои силы в возможности следования наперекор обстоятельствам и усло­ виям своей жизни, которые были заданы ему природой или об­ ществом. Теперь же, в неклассическую эпоху, энергия человека обретается за счет диаметрального противопоставления: нор­ мальность обстоятельств жизни героя преодолевается и разры­ вается ненормальностью его поведения. В основе таких «выкру­ тасов» лежит именно спонтанность, которая теперь начинает все последовательнее мыслиться в качестве наиболее значимой характеристики существа человека. Феномен заботы Отдадим себе отчет в том, что такие «подва- и явление трудоголизма л ы » сущего, образуемые спонтанными дей­ ствиями человека, которые не связаны напрямую с задачами его (человека) существования, становятся, может быть, послед­ ним «прибежищем» бытия. Они — наша последняя возмож­ ность столкнуться с миром, помыслить его, а не быть втянутым в механику измышлений относительно себя. В контексте вы ­ шеупомянутого стоит, думается, рассматривать такой феномен современной жизни, как трудоголизм, связанный с хроничес­ ким недостатком времени и места присутствия человека в себе, когда ему некогда и негде себя заметить. Именно для того, что­ бы этого не произошло и не происходило, чтобы ему всегда было недосуг открыть глаза на самого себя, человек сознат ель­ но окружает себя целым рядом забот. Речь идет о том, что такая деятельность не может не быть осознанной. Среда обитания метится человеком таким образом, чтобы в ней не допустимо было бы любое проявление спонтанности, а все возникающее и случающееся уже заранее привязывалось к знакам, которые бы позволяли сознанию быть в себе уверенным или просто давали бы ему возможность существовать. В каком-то смысле положение дел, конечно, намного слож­ нее. После хайдеггеровского привлечения внимания к онто­ логическому параметру понятия заботы (немецкое «Sorge» и значит «забота»; «Besorgen» — «озабочение, обеспечение») специфичность присутствия человека в мире связывается с дей- 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz