Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
впечатлением и поместить в него самих себя. Можно сказать и по-другому: к чувственному разнообразию нас толкает наша внутренняя однообразность. Она гнетет и подавляет нас, застав ляя определяться «на стороне», «по поводу и без повода». Ребенок легче освобождается от скуки ввиду того, что про извольность его активности не ограничена так сильно, плотно и всесторонне, как у взрослого. Многие спонтанные формы и виды деятельности, которые допустимы для ребенка, табуи рованы и дискредитированы как таковые во взрослом мире. Это касается и спонтанности тела, и спонтанности речи. Но, ви димо, именно острая нужда, связанная с «освобождение» от се бя, присущая взрослым не менее, чем детям, и заставляет идти их на поиск новых форм манифестации своей спонтанности, хотя они могут быть восприняты как маргинальные и «под вальные». Важно понять, что, сталкиваясь со скукой, человек — и ребенок, и взрослый — попадает в ситуацию, когда он близок к себе. К себе, не заполненному никакими содержаниями, к се бе такому, какой есть. И спонтанность, в которую мы себя ан гажируем, может как скрыть нашу опустошенность, вводя «в оборот» новые жизненные содержания, так и к ней прибли зить, вскрывая их формальный смысл. Вероятно, волны време ни связаны то с невероятной интенсивностью содержательной стороны нашей жизни, то с ее затуханием. Но в любом случае под вопросом — наше действительное настроение. И опусто шение, этот неизменный признак скуки, свидетельствует о рас ставании нас с тем, что не является сугубо нашим и проистека ет не от нас. В нас всегда предостаточно и даже «с избытком» чужого времени и чужих мест, которые мы склонны считать своими, но при встрече со своей пустотой, возможно, впервые способны отодвинуть их от себя. Понятно и то, что такая «процедура» непременно связана с болью, ведь какая-то, угнез дившаяся в чужие ситуации и обстоятельства, часть нашей ду ши, возвращаясь к нам, предстает нам совершенно незнакомой и чужой. Но эта боль — во благо. И, спонтанируя, нам не сле дует любой ценой избегать скуки. Напротив, если мы хотим приблизиться к себе, нам, вероятно, необходимо отнестись к это му феномену нашей жизни всерьез. 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz