Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
внимание, и форма «нечаянности» становится удобным средст вом на пути ребенка к себе. Теоретическое отношение к миру, так же как и любое другое, совершается в определенном наст роении. Феномен скуки Знаменательно, что ребенок не терпит скуки, ко- и нечаянность торую, хотя скрепя сердце, но принимает взрос лый. Принимает уже потому, что она — оборотный момент цементируемого нормативного и стандартизованного сущего, которое в своем генезисе непосредственно связано с деятельно стью человека и только благодаря ей есть. Правда, скука не мо жет не раздражать и взрослого; видимо, онтология человека не может не сопротивляться «забвению» и «упразднению» бытия. В этом случае взрослый, так же как и ребенок, нуждается в «не чаянных» действиях, идет на них. Это проявляется в свободе его языка и тела; и все, что как-то подспудно или нет служит этому, начинает им культивироваться исподволь. Так склады ваются «подвальные» измерения культурного опыта человека, образующие маргинальные пространства культуры. Приходит ся констатировать, что без них современному человеку не обойтись, так как только в таких «складках» и «изнанке» его существования способно сохраняться бытие, а храня себя пусть и в деформированном виде, способно нет-нет да и напомнить о себе. Конечно, для такого свободного отношения к жизни в рассчитываемом, прогнозируемом и проектируемом сущем нет ни места, ни времени. Спонтанность речи может быть про явлена сегодня в ее ненормативности, спонтанность тела — в разнузданности, связанной с превышением границ поверхно сти тела, в «дикости» проявлений телесной свободы. Мир ребенка: Скучая, мы находимся наедине с собой. И можем спонтанность ли мы себя, таких, какие мы есть, выдержать, и произвольность зависит только от нас. Феномен скуки, таким об разом, сосредоточивает нас в себе, заставляя нас обращать на себя внимание. Однако в случаях, когда мы не в силах себя вы нести, вынести свою мысль и свое настроение, мы с радостью, что не сталкиваемся со своим местом и временем, сбегаем от себя и «с головой» уходим в какую-нибудь активность. Переби вая свое настроение сильным вхождением в те или иные дейст вия, мы стремимся тем самым связать себя с каким-либо 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz