Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

внимание, и форма «нечаянности» становится удобным средст­ вом на пути ребенка к себе. Теоретическое отношение к миру, так же как и любое другое, совершается в определенном наст­ роении. Феномен скуки Знаменательно, что ребенок не терпит скуки, ко- и нечаянность торую, хотя скрепя сердце, но принимает взрос­ лый. Принимает уже потому, что она — оборотный момент цементируемого нормативного и стандартизованного сущего, которое в своем генезисе непосредственно связано с деятельно­ стью человека и только благодаря ей есть. Правда, скука не мо­ жет не раздражать и взрослого; видимо, онтология человека не может не сопротивляться «забвению» и «упразднению» бытия. В этом случае взрослый, так же как и ребенок, нуждается в «не­ чаянных» действиях, идет на них. Это проявляется в свободе его языка и тела; и все, что как-то подспудно или нет служит этому, начинает им культивироваться исподволь. Так склады­ ваются «подвальные» измерения культурного опыта человека, образующие маргинальные пространства культуры. Приходит­ ся констатировать, что без них современному человеку не обойтись, так как только в таких «складках» и «изнанке» его существования способно сохраняться бытие, а храня себя пусть и в деформированном виде, способно нет-нет да и напомнить о себе. Конечно, для такого свободного отношения к жизни в рассчитываемом, прогнозируемом и проектируемом сущем нет ни места, ни времени. Спонтанность речи может быть про­ явлена сегодня в ее ненормативности, спонтанность тела — в разнузданности, связанной с превышением границ поверхно­ сти тела, в «дикости» проявлений телесной свободы. Мир ребенка: Скучая, мы находимся наедине с собой. И можем спонтанность ли мы себя, таких, какие мы есть, выдержать, и произвольность зависит только от нас. Феномен скуки, таким об­ разом, сосредоточивает нас в себе, заставляя нас обращать на себя внимание. Однако в случаях, когда мы не в силах себя вы­ нести, вынести свою мысль и свое настроение, мы с радостью, что не сталкиваемся со своим местом и временем, сбегаем от себя и «с головой» уходим в какую-нибудь активность. Переби­ вая свое настроение сильным вхождением в те или иные дейст­ вия, мы стремимся тем самым связать себя с каким-либо 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz