Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

нием мышления сознанием, свидетельствует помимо прочего о выжимании из жизни человека всего того, что проистекает от мира, и сужении его человеческой территории самим событием нарастания в нем субъекта. Ребенок всячески цепляется за нечаянные Нечаянность и расчет поступки, он и взрослому мотивирует их появление именно тем, что они — «нечаянны», пытаясь сказать, что они, случаясь, вызываются к жизни не им, а миром. В детском «я нечаянно» взрослый готов услышать извинение, которого там нет. Взрос­ лый хватается за фиктивность «нечаянности» любого происхо­ дящего потому, что он убежден, что заранее знает ответ. Знает его потому, что нет ничего «нечаянного» и все должно быть аполитично в принципе, причем настолько, что происходящее везде и всегда можно проконтролировать. В этом взрослый опирается не на мысль, а на осознание содержания, привноси­ мого в нашу жизнь миром, полагая, что происходящее с чело­ веком определяется исключительно им самим. Более того, в стремлении связать себя с немотивированным и неожидаемым ребенок, видимо, пытается ориентироваться на свое время, которое под давлением взрослого, осознанного опыта отношения к жизни начинает катастрофически сокра­ щаться в процессе взросления. Взрослый, намеренно пытаясь везде и во всем быть субъектом, ведет себя так, как будто он обеспечен временем с избытком, т. е. как вневременное сущест­ во. Еще бы, ведь, придавая всему форму объекта, он может не замечать спонтанное время жизни, в том числе и жизни самого себя как человека, а не субъекта. Говоря шире, расцвет теорети­ ческого мышления связан именно с господством представле­ ния субъекта о себе как о существе, на которое время феноменов мира не оказывает никакого прямого воздействия. Добавим, что теоретическое отношение к миру в Новое время, так же как и любое другое, совершается в определенном настроении, хотя оно может и не учитываться в пределах области этого опыта. В частности, такое настроение можно охарактеризовать как на­ строение вневременности и повсеместности: для субъекта зна­ чимо только то время, которое дает ему возможность характе­ ризовать себя как субъекта. Однако ребенок не может позво­ лить себе роскоши не обращать внимания на время феноменов мира, замечая его повсеместно и ежечасно обращая на него 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz