Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
нием мышления сознанием, свидетельствует помимо прочего о выжимании из жизни человека всего того, что проистекает от мира, и сужении его человеческой территории самим событием нарастания в нем субъекта. Ребенок всячески цепляется за нечаянные Нечаянность и расчет поступки, он и взрослому мотивирует их появление именно тем, что они — «нечаянны», пытаясь сказать, что они, случаясь, вызываются к жизни не им, а миром. В детском «я нечаянно» взрослый готов услышать извинение, которого там нет. Взрос лый хватается за фиктивность «нечаянности» любого происхо дящего потому, что он убежден, что заранее знает ответ. Знает его потому, что нет ничего «нечаянного» и все должно быть аполитично в принципе, причем настолько, что происходящее везде и всегда можно проконтролировать. В этом взрослый опирается не на мысль, а на осознание содержания, привноси мого в нашу жизнь миром, полагая, что происходящее с чело веком определяется исключительно им самим. Более того, в стремлении связать себя с немотивированным и неожидаемым ребенок, видимо, пытается ориентироваться на свое время, которое под давлением взрослого, осознанного опыта отношения к жизни начинает катастрофически сокра щаться в процессе взросления. Взрослый, намеренно пытаясь везде и во всем быть субъектом, ведет себя так, как будто он обеспечен временем с избытком, т. е. как вневременное сущест во. Еще бы, ведь, придавая всему форму объекта, он может не замечать спонтанное время жизни, в том числе и жизни самого себя как человека, а не субъекта. Говоря шире, расцвет теорети ческого мышления связан именно с господством представле ния субъекта о себе как о существе, на которое время феноменов мира не оказывает никакого прямого воздействия. Добавим, что теоретическое отношение к миру в Новое время, так же как и любое другое, совершается в определенном настроении, хотя оно может и не учитываться в пределах области этого опыта. В частности, такое настроение можно охарактеризовать как на строение вневременности и повсеместности: для субъекта зна чимо только то время, которое дает ему возможность характе ризовать себя как субъекта. Однако ребенок не может позво лить себе роскоши не обращать внимания на время феноменов мира, замечая его повсеместно и ежечасно обращая на него 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz