Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

готов довериться сознанию и связи между собой осознаваемых представлений. Феномен спонтанности Именно потому, что мир взрослого стре­ мится уравнять себя с означенным и контролируемым прост­ ранством, он развивается преимущественно по поверхности. Поверхности мира. Тогда как детское сознание способно при­ нимать мир сам по себе и выстаивать при встречах с ним, взрослое сознание, завороженное знаками, «носится» по по­ верхности мира, не в силах вынести натиск иногда наваливаю­ щегося на него мира. В случаях, когда мышление все-таки нет- нет да и прорвется и феномен спонтанности становится вдруг реальностью взрослой жизни, в глазах окружающих он рассма­ тривается в качестве нахлынувшего вдруг «детства». Мир взрослого вообще возникает из отказа от свободы, ко­ торую со всей серьезностью принимает ребенок. Взрослый, ес­ ли и принимает мысль о том, что еще все возможно и жизнь принципиально связана с нарушением любых запретов, то де­ лает это с невероятно большим трудом. Мир взрослого «по ру­ кам и ногам» скован пределами нормативного и допустимого. Поэтому взрослый не хочет допустить мир ничем не ограничи­ ваемой свободы ребенка и стремится всячески его определить. Одной из форм такого ограничения становится, например, пря­ мое отождествление допустимого с возрастом, т. е. отношение к свободе как к тому, что со временем обязательно пройдет и закончится. Другим способом оказывается непременная иден­ тификация свободы поступка ребенка с игровым, т. е. «нена­ стоящим», действием. Это характерно в отношении оценива­ ния любого поступка ребенка со стороны взрослого, проявля­ ется ли он в действии тела или акте речи. Мир ребенка и мир Таким образом, «прямой» и непосредствен- взрослого: мышление ной преемственности между мирами ребенка и сознание и взрослого нет: один мир из другого вывес­ ти не удается. Между мирами обнаруживается онтологический зазор. И то, что происходит внутри него, собственно, и харак­ теризуется нами как резкое усложнение психики человека, сви­ детельствующее о новом качественном ее состоянии, в первую очередь проявляющемся в «преобразовании» мышления в со­ знание, когда сознание все увереннее и последовательнее подме­ няет собой мышление. Такая метаморфоза, связанная с вытесне- 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz