Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
с этим даже попробовать пойти дальше и допустить, что взрос лый человек в отличие от ребенка строит свои взаимоотноше ния с миром преимущественно на основе деятельности созна ния, а не на актах мышления. В основе преобразования детского мира во Ребенок и взрослый: взрослый, связанного с приобретением навы- отношение к своему ков культуры и опытом социализации, лежит настроению отношение к своему настроению, когда взрослый идет на жерт ву своим индивидуальным в угоду общему и ожидает того же от ребенка. Однако тот идти на это явно не готов. Как отмечает Я. Корчак, «опыт нескольких неумелых вопросов, неудавших- ся шуток, выданных тайн, неосторожных признаний учит ребенка относиться к взрослым как к прирученным, но ди ким зверям, на которых никогда нельзя целиком положить ся»29. Ребенок замечает и свое настроение, и его перемену, причем замечает его как в себе, так и во взрослом, хотя, как пра вило, не умеет об этом сообщить другому. Такая неумелость детей в том, чтобы передать или преподать свое настроение, связана с тем, что они срослись с ним настолько, что не могут его от себя обособить. Взрослый же и является взрослым пото му, что умеет работ ать со своим настроением, т. е. умеет не только обособлять и отстранять его от себя, но и сознательно контролировать его различными способами. Таким образом, в основе опыта взрослого поведе- Выход из своего ния лежит ориентация на сознание и проистекаю- настроения щий отсюда отказ от своего настроения. В способности рас статься со своим настроением, которая проявляется в том чис ле и в контроле над ним, что связано с помещением настроения в представление, ребенок склонен заметить глубинную фальшь и деформацию. И если взрослый культивирует в себе способ ность выпадать из настроения, то ребенок намеренно впада ет в свое настроение, находя в нем уют, даже если это и не принимается взрослыми. В онтологическом отношении ре бенок ориентируется на захватившие его настроение и мысль, а взрослый, осознавая рискованность такого предприятия, 29 Корчак Я. Как любить ребенка. С. 205. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz