Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

с этим даже попробовать пойти дальше и допустить, что взрос­ лый человек в отличие от ребенка строит свои взаимоотноше­ ния с миром преимущественно на основе деятельности созна­ ния, а не на актах мышления. В основе преобразования детского мира во Ребенок и взрослый: взрослый, связанного с приобретением навы- отношение к своему ков культуры и опытом социализации, лежит настроению отношение к своему настроению, когда взрослый идет на жерт­ ву своим индивидуальным в угоду общему и ожидает того же от ребенка. Однако тот идти на это явно не готов. Как отмечает Я. Корчак, «опыт нескольких неумелых вопросов, неудавших- ся шуток, выданных тайн, неосторожных признаний учит ребенка относиться к взрослым как к прирученным, но ди­ ким зверям, на которых никогда нельзя целиком положить­ ся»29. Ребенок замечает и свое настроение, и его перемену, причем замечает его как в себе, так и во взрослом, хотя, как пра­ вило, не умеет об этом сообщить другому. Такая неумелость детей в том, чтобы передать или преподать свое настроение, связана с тем, что они срослись с ним настолько, что не могут его от себя обособить. Взрослый же и является взрослым пото­ му, что умеет работ ать со своим настроением, т. е. умеет не только обособлять и отстранять его от себя, но и сознательно контролировать его различными способами. Таким образом, в основе опыта взрослого поведе- Выход из своего ния лежит ориентация на сознание и проистекаю- настроения щий отсюда отказ от своего настроения. В способности рас­ статься со своим настроением, которая проявляется в том чис­ ле и в контроле над ним, что связано с помещением настроения в представление, ребенок склонен заметить глубинную фальшь и деформацию. И если взрослый культивирует в себе способ­ ность выпадать из настроения, то ребенок намеренно впада­ ет в свое настроение, находя в нем уют, даже если это и не принимается взрослыми. В онтологическом отношении ре­ бенок ориентируется на захватившие его настроение и мысль, а взрослый, осознавая рискованность такого предприятия, 29 Корчак Я. Как любить ребенка. С. 205. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz