Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ными до момента появления мысли. Нередко в таких ситуаци­ ях сознание ребенка становится эпицентром кризиса, порож­ денного столкновением сознания с жизнью, когда что-то одно должно быть дискредитировано и уступить место другому. Найти мир с самим собой ребенку легче потому, что он, раз­ виваясь в параметрах своего постоянно развивающегося тела и крепнущего день ото дня языка, не может не реагировать на их постоянное изменение, напрямую связанное с изменением себя. Он вынужден считаться с проистекающими из перма­ нентной изменчивости тела и языка «сюрпризами». В таких взаимодействиях себя и мира, т. е. в артикуляциях событийнос­ ти его собственной жизни, ребенок впервые сталкивается с бы­ тием и, пытаясь приноровиться к нему, проникает в себя. Феномены игры Игра28 и книга становятся первыми феноменами, и книги относительно пригодными для того, чтобы удер­ жать событийное измерение жизни ребенка. Дело в том, что правила игры и правила чтения являются специфическими средствами оформления содержания: здесь — все подвижно, а потому и способно удерживать спонтанность, не позволяя ей перерождаться во что-то остановившееся и застывшее. Интер­ претационные возможности игры и чтения явно повышены в сравнении с взрослой практикой, развертывающейся в русле функциональных отношений. Взрослый мир настолько не при­ нимает феномен спонтанности, что заставляет человека осуще­ ствлять акты самоцензуры как в отношении своего слова, так и в отношении действий своего тела. По существу, мир взрос­ лого человека — это сплошная цепь незыблемых в основе сво­ ей правил и норм поведения, т. е. стандартов восприятия мира и отношения к нему. Ориентация на «подумай, прежде чем ска­ зать или сделать что-либо», связанная с изменением прогова­ ривающейся в слове и теле жизни, является свидетельством ут­ раты детства, равно как и сознательного отказа от него. Имен­ но «сознательного»: мышление целиком «вбирается» в сознание, становится практически неотличимым от него. Можно в связи 28Об онтологическом аспекте игры и «игровом» измерении жизни человека в теоретическом и историко-культурном ракурсах см.: Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz