Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

опираться именно на эту свою «конечность» в деле нахождения своего пути в мире. И Кантом такой «выход» понимается как процесс труда человека (нации) над собой, когда осуществляет­ ся аккумулирование их усилий по связыванию своей конечнос­ ти с бесконечностью мира и возникает «мужество пользоваться собственным умом»25. Тоска по детству: В архаических культурах, если смотреть на цивилизация и архаика них глазами европейца, т. е. «просвещенно­ го» и «цивилизованного» человека, детское сознание не только допускается как стадия развития взрослого, но и реабилитиро­ вано по существу. Следует признать, что европейская культура, как и общества, строящиеся на ее основании, вынуждены постоянно «выпускать пар» нереализованного детского созна­ ния в виде культивирования квазиустановок и квазиструктур. В этой связи стоит обратить внимание на устойчивость фено­ мена толкинизма или формирующийся на наших глазах успех Гарри Поттера. Периодическое «впадение» европейцев и аме­ риканцев в тоску по сказкам достаточно показательно уже рит­ микой своего появления. Еще более показательна попытка пе­ ренесения норм сказочного существования в жизнь, когда взрослые люди стремятся организовать ее по меркам сказочной действительности. Ребенок и полнота Сознание, развивающееся по лекалам взрос- мира: феномен лого отношения к жизни, сталкивается с по- текстов Кэрролла Хребностью В целостном восприятии мира и необходимостью выражения его полноты, что не может быть реализовано посредством культивируемых им установок. Дело в том, что взрослое сознание выстраивается по принципу рас­ крытия себя в «предикатах» мира, т. е. в «обстоятельствах» мес­ та и времени мира. Само по себе, взятое в отрыве от этих «обстоятельств», взрослое сознание — в отношении мира — ничего собой не представляет. По-иному осуществляется рабо­ та детского сознания: оно ценно и значимо само по себе, а «пре­ дикаты» мира, т. е. обстоятельства места и времени, подтягива­ ются к этому сознанию его состоятельностью и целостностью ввиду связанности с мышлением. Вне такого сознания эти «предикаты» не значат ничего. Иллюстрацией применения эле- 25 Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? С. 27. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz