Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Более того, отстранение себя от мира и жизнь своим умом, на которую человек сознательно обрекает себя по мере взросления (и именно поэтому он не может обходиться без сознания, в ре зультате чего мышление последовательно заменяется сознани ем), ведут к тому, что «переполнение» его собой обычно закан чивается психозом и неврозом. Взрослое сознание нуждается в рациональной среде вне себя, на каких бы экстравагантных правилах не основывалось ее существование. И в ситуациях, когда измерение такой среды стремительно уменьшается, а че ловек неудержимо «впадает» («падает») в себя, его психика кол- лапсирует, чего не происходит с ребенком. Заметим и то, что проблема столкновения Культура как способ детского и взрослого типов сознания разре- работы с детством шается в различных культурах по-разному. Одни культуры, не способные решить эту проблему в принципе и совершаю щие постоянные экивоки на «недостаток» времени, стремятся поставить крест на детстве и «советуют» ребенку как можно быстрее повзрослеть и перестать быть ребенком, т. е. собой. Таким образом, проблема решается путем элиминации одного из типов сознания или, по крайней мере, лишения его статуса «типа». Кстати сказать, понимание Кантом идеи и эпохи (вре мени) Просвещения в качестве «взрослого состояния» этноса, нации и человечества, из которой проистекает потенциальная возможность деления их истории на «детскую» и «взрослую» фазы развития23, также внутренне связано с вышеозначенной тенденцией. Как пишет Кант, «просвещение — ЭТО вы- Просвещение как взрослое ХОД человека ИЗ СОСТОЯНИЯ своего несовер- состояние человечества шеннолетия, в котором он находится по своей вине», а под не совершеннолетием философ понимает «неспособность пользо ваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого»24. Ключевой характеристикой процесса просвещенно сти, таким образом, становится выход. С одной стороны, выход за пределы своей конечности, а с другой стороны, выход из сво его состояния, связанного с неумением человека или этноса 23См.: Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? //Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 27—35. 24Там же. С. 27. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz