Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

нее, в том числе и потому, что стратегия его поведения по уко­ ренению в мире по мере своего развития обычно все меньше и меньше связывается со словом. Скольжение по словам в по­ пытке найти опору себя — другая сторона невосприятия язы­ ковой реальности и фиктивного к ней отношения. Различные вариации фразы «не разговаривать нужно, а делом заниматься» становятся констатацией положения дел, когда область речевой деятельности никак не сопряжена с измерением мира. Ответ на вызов мира: Обратим внимание и на тот факт, что, уеди- жизнь миром и ж и знь няясь в себе и уходя в себя, ребенок часто своим умом позволяет себе не замечать внешний мир, тогда как взрослый на это пойти не может. Однако, вполне ве­ роятно, ситуация сложнее. Стоит заметить, с каким вниманием и как пристально ребенок вглядывается во все то, что его дейст­ вительно задевает и поражает. И сказать, что он ничего вовне себя не замечает, по-видимому, нельзя. Напротив, снаружи ре­ бенок выделяет только то, что сочетаемо и сопрягаемо с внут­ ренним его восприятием и становится ответом на вызов сугубо его собственного мира. Взрослому трудно соответствовать вы­ зову и запросу мира, так как это не позволяет ему заниматься своеволием. Однако на вызов мира все равно придется ответить каждому, и возраст здесь, пожалуй, является не привилегией, а затрудняющим дело фактором. Реагирование на мир как на констатацию обстоятельств своего существования нас спасти не может. В экивоках на ситуативность человек отказывается от мышления, но для того, чтобы как-то объяснить себе происхо­ дящее и объясниться с самим собой, он прибегает к готовым мыслительным формулам и апробировавшим себя идеологи­ ческим конструктам, которые являются опытом работы дру­ гого человека со своим миром. Но нужда в мысли заставляет человека считаться с собой. И, чтобы не терять адекватности себя своим же собственным представлениям, взрослый конста­ тирует, что для ребенка внешний мир еще не является полно­ ценной реальностью, хотя честнее было бы говорить о разных типах реальности, одна из которых — ребенка — считается с присутствием в себе мира, а другая — взрослого — только подразумевает его, т. е. считается с миром только в той степени, насколько это связано с его разумом и совмещено с его пред­ ставлениями. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz