Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Вся детская жизнь развертывается в призме сопряженности состоятельности своей жизни именно со словом. Нарастание в современном обществе словесной тре- Легкость скотни связано с явлением антропоцентризма: вое- 6 отношении принимая себя центром сущего, человек склонен не к слову обращать никакого внимания на мир. Держание своего слова демонстрирует дисциплину и ответственность человека за сто­ яние перед собой и своим образом, когда он обязательно ори­ ентируется на себя-избыточного, а не на себя-существующего. Эту-то «полноту» человека и несет в себе мир. В этом случае со­ бытие отказа от своего слова связывается человеком с отказом от мира, оно и порождает чувство стыда. Когда же человек за­ мыкается в себе, ему за себя в принципе никогда не стыдно, а слово воспринимается им как ничего не значащая фикция. Вероятно, периодические призывы к пониманию языка как системы информации также связаны с данными обстоятельст­ вами: от облегченного восприятия слова как эфемерной конст­ рукции до отождествления его сугубо со знаком — лишь несколько шагов. Взрослый не замечает, а вероятнее всего, не может за- Я зык и мир мечать, что ребенок легко дает и легко берет свое слово обрат­ но именно потому, что не воспринимает его в отдельности и отделенное™ от события мира. Признаки и свойства взрос­ лого восприятия мира оказываются в действительности жест­ кими схематическими ограничениями, мешающими увидеть главное — то, что мир жив. Желанием обретения мира через слова и намерением таким образом попасть в мир, как кажется, обусловлены многие попытки цепляния за слово в деятельнос­ ти плетения словес и словесной вязи. И наше столкновение с миром во взрослой жизни, если оно и возможно, не может не быть связано с выведением из забвения серьезного отношения к слову. Дело даже не в этом: мы нуждаемся в мире. В нехватке слова, на которое человек мог бы безоговорочно опираться, сказывается нехватка мира. В ситуации сокрытия мира проблема его обретения чело­ веком раскрывается как процедура нахождения мира с собой. Человек хочет найти мир с самим собой, будучи и ребенком, и взрослым. Другой вопрос, у кого это удачнее получается и по­ чему. Думается, что взрослому это сделать значительно труд- 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz