Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

нием от которого озабочивается взрослый. Спрямление речи, когда всегда угловатая и колючая речь ребенка утрачивает в про­ цессе времени свои «углы» и связанные с ними места укорене­ ния в мире и области особого обитания в нем, проявляет себя в отказе от ряда феноменов. Акт называния Так, в действии называния чего-либо в мире и да- и именования вания имени вещам и событиям мира человек постепенно приучается ориентироваться на уже существую­ щие и закрепленные в тех или иных именах значения. Напро­ тив, ребенок в своем назывании в отличие от взрослого дейст­ вует спонтанно и открыто. «Малыш чувствует себя в полном праве давать новым вещам имена, почти не беря в расчет то об­ стоятельство, что место возможно занято и данная вещь уже имеет в языке взрослых себе название, — пишет Бибихин. — Он властный хозяин имен вещей»22. Феномены давания Добавим, что первоначальное «хозяйствова- и держания слова ние>> pegeHKa в области своего слова, когда он ведет себя как достойный хозяин вербальной экономической деятельности и вычленяемой в ее проеме активности в отноше­ ниях с миром, в последующем сменяется дезориентацией и от­ казом от измерения мира, что сопровождается необязательнос­ тью в отношениях со своим словом, вплоть до его пересмотра и отказа. Среду детского мира постоянно сопровождают фено­ мены давания и держания своего слова, к которым взрослый че­ ловек приучается относиться с легкостью. К тому же легкость отношения к слову, о котором взрослый рассуждает как о сво­ ей собственности, а не как о принадлежащем миру, связана с возникновением ровной и беспристрастной речи. Взрослый человек считает слово своим сугубо личным достоянием, тогда как ребенок соотносит его с миром, ибо не может восприни­ мать его в отрыве и оторванности от вещи. Парадоксально, что взрослый, считая себя хозяином своих слов, но отказывая в этом ребенку, в подавляющем количестве случаев не замечает, что все как раз наоборот: ребенок всегда мотивирует место и время своей жизнедеятельности феноме­ нами давания и держания слова, клятвами и переживаниями по поводу нарушения кем-либо (в том числе и им самим) слова. 22 КорнакЯ. Как любить ребенка. С. 143. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz