Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

мысли и чувства заслоняются словами, которые они переняли, готовыми формами, которыми они пользуются, вкладывая, однако, в них иное, свое содержание»2'. Продолжая думать над языком детей и взрос- Говорение и молчание лых, акцентируем внимание на том, что устные описания мира, чтобы быть выделяемыми, передаваемыми и усваиваемыми, т. е. чтобы просто быть и существовать, неизбежно должны фиксироваться и оплотняться в знаках. Сама знаковая субстан­ ция вторична по отношению к речи. И действительно: дети, пока они дети, говорят, но не пишут. В этом отношении по­ казательны как намерение ребенка разговаривать без умолку и без пауз, так и его настроение говорить независимо от чего бы то ни было. Заметим, что, по мере вхождения человека в мир письма и продвижения в области постижения письменных и да­ лее метаязыковых конструкций, он все больше приучается мол­ чать, часто даже молчать и умалчивать о главном. В слове ре­ бенка присутствие его в мире, несмотря на то, что со временем оностановится менее интенсивным, еще долго будет заявлять о себе. Вот почему важно обращение именно к детской речи и отношению ребенка со словом. Сосредоточимся первоначально на невозможное- Я зык ребенка ти полной и всесторонней конвертируемости ре- и язык взрослого чи детей в речь взрослых. «Непереводимость» языка детей на язык взрослых, видимо, связана с тем, что ребенок имеет свой мир, который не деформирован расчетом и калькуляциями, не осложнен теми или иными «точками зрения». Он еще не реля- тивизирован, еще не подпал под каркас концепций и схем, а по­ тому в своей «живости» и «жизненности» придан ребенку. Уже потом, в период взросления, это «приданное» становится капи­ талом, с помощью которого индивидуальность ребенка, веро­ ятно, в первую очередь проистекающая из индивидуальности его отношений с миром, способна становится основой образо­ вания развитой личности. Ребенок занят собой: именно своим, а не чужим, миром, своим, а не чужим, словом. Также его влечет именно свое, а не чужое, тело. Специфика детской речи проис­ текает именно из этого: в ней много «своего» начала, избавле- 21 Там же. С. 162. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz