Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
рушится все. Взрослым же конфликт нередко понимается в ка честве приемлемого способа выяснения отношений не только с другими, но и с самим собой. Ребенок Ребенок силен именно целым, частное ему не «по и целостность плечу». Ребенок плохо сочленяет дробное, чувст- миРа вуя себя в таких артикуляциях крайне неуютно. И язык его, в отличие от языка взрослого, напрямую определя ется слабостью навыка в синтетическом сочленении того, что возникает из разных оснований. Увязая в себе, взрослый как раз все больше и больше склонен обращать внимание на част ное устроение мира, не дорожа его целостностью. И в результа те полнота чувственного восприятия мира сменяется рассудоч ным его описанием, погружаясь в практику которого, человек последовательно обособляет себя от мира. Ребенок не может обособить себя от целого. Рассуждения о том, что дети не способны «объять целое», как, например, у Я. Корчака20, скорее всего, связаны с неумением ребенка, а возможно, и с лежащим в его основе нежеланием отказывать ся от своего настроения. Настроение и есть предельная целост ность, которую дети никак не хотят от себя отстранять, подда ваясь его повсеместности, действующей в их детском мире, и доверяя его всеобъемлимости. Ребенок не ставит перед собой задачу поместить целое в частное представление или суждение, которую ему предлагает решить взрослый, и не считает, что он должен справиться с этой задачей, ведь она оказывается явле нием внешнего, взрослого, а не его мира. Индивидуальный характер Более того, целое ребенка всегда инди- целостности мира ребенка видуально: такое «целое» — именно его целое, а потому представить его другим, как и выставить его на обсуждение, для ребенка оказывается довольно затруднитель ным делом. То, что значимо для ребенка и его занимает, при чем занимает целиком и полностью, обычно застает взрослого врасплох. Нас сбивает с толку употребление и взрослыми, и де тьми одних и тех же слов, одних и тех же знаков. И, вероятно, стоит согласиться с тем, что «главные ошибки в наших сужде ниях о детях мы совершаем именно оттого, что истинные их 20См.: Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 170. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz