Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Сфокусируем внимание на ТОМ, ЧТО В первом Феномен крика крике ребенок заявляет о себе и своем присутст- и Феномен ровного r г , г ' - голоса вии в мире. Неотменимость этого события, соб ственно, и фиксируется пронзительностью крика, заставляю щего считаться с ним окружающих. Ребенок еще какое-то вре мя опирается на крик в ситуациях, когда значимо и явственно затрагивается его присутствие. Криком и ревом он стремится привлечь внимание именно к своему присутствию, причем ин тенсивность их нарастает в ситуациях нарочитого невосприя тия этого положения дел со стороны взрослых. И пока ребенок берет нас криком, он — ребенок: поведение взрослого непре менно связано с умением контролировать модуляцию голоса и как-то выстраивать свою речь. Там и тогда, где и когда че ловек перестает опираться на крик, он становится взрослым. Особенно показателен в данном отношении феномен ровного голоса, это достаточно позднее приобретение человека19, свиде тельствующее об изживании человеком эмоционального, т. е. непосредственного, отношения к миру. Появление ровного голоса связано, таким образом, с занятием определенной дис танции в отношении к миру и измерению вещей мира. Посред ством такого отстранения осуществляется блокировка чувств человека, в результате чего он обретает нишу и зазор своего ус троения вне какой-либо «зависимости» от мира, получая опре деленную свободу от него. Независимость человека от мира, крепнущая по мере детерминации чувств их осознанием, про является в возможности совершения различных маневров в от ношении к миру. Одним из проявлений такого маневрирова ния, развертывающегося только благодаря устроению челове ком границ между собой и миром, и является ровность речи. ВОЗМОЖНО, ЧТО именно за свою свобо- Война как способ выяснения ду в отношении с миром и пребывание отношений между взрослыми вне его мы, взрослые, расплачиваемся конфликтами и вой нами, а по мере «внемирового самостояния» приходим и к ми ровым войнам. Обратим внимание на то, что, ссорясь, дети не воюют. Среда их обитания объемлется миром. Мир для ре бенка— первичен. Добавим: мир может быть только в мире и с теми, кто уже пребывает в мире. В противном случае — 19См.: Бибихин В. В. Слово и событие. С. 147. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz