Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ентируется на то, что всегда уже есть и как-то устроено; на принятии того пути, продвигаясь по которому оно может себя выражать. Мышление же способно заявлять о себе и в молча­ нии человека, когда человек исключает себя из деятельности сознания. Заметим, что единство мира всегда проявляет себя в языке, задавая то общее, что присуще любому языковому объекту, т. е. определяя начало этого «языкового объекта». Целое в язы­ ке выражается его формой, или его «глубинной» грамматикой. Если же понимать язык как речевую деятельность, то стоит об­ ратить внимание на то, что разнообразнейшие звуковые ком­ бинации всегда уже как-то ориентированы на интонационный строй, основывающийся на беззвучности и укорененный в сло­ весное отсутствие. Первый крик ребенка Следовательно, первый крик ребенка в его связанности с немотой и ориентированности на нее способен сказать о многом. Наряду с тем, что он говорит нам о зарожда­ ющемся сознании, хотя, скорее, о потенциальной его возмож­ ности, в первую очередь он свидетельствует о присутствии мышления, а этим — о невероятной сложности пребывания че­ ловека в мире. Видимо, практикой избавления от такой трудно­ сти нашей жизни, которая может отчасти снять антиномичес­ кое ее напряжение путем блокирования мышления, становится последовательное обращение человека исключительно к созна­ нию. Теперь, после того как человек встает на путь сознания, ему все труднее с него свернуть: само наличие инстанции со­ знания не может не заставлять с собой считаться. Причем чем больше человек погружается в перманентную деятельность осознания своих чувств, связанную с их внутренним разупоря- дочиванием, тем более он от нее зависит. Прорывы к своему мышлению, проистекающие из приобщения к целостности се­ бя, в сознательной активности рассматриваются как помехи и нечто недопустимое: для этого у человека теперь уже нет и не находится в принципе ни места, ни времени. Речь, конечно, идет именно о своем месте и своем времени. И в ситуации, ког­ да мысль своим появлением заранее способна дискредитиро­ вать сознательную деятельность и зависимость существования человека от сознания вообще, она приносится в жертву; по сути дела, человек жертвует собой. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz