Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ентируется на то, что всегда уже есть и как-то устроено; на принятии того пути, продвигаясь по которому оно может себя выражать. Мышление же способно заявлять о себе и в молча нии человека, когда человек исключает себя из деятельности сознания. Заметим, что единство мира всегда проявляет себя в языке, задавая то общее, что присуще любому языковому объекту, т. е. определяя начало этого «языкового объекта». Целое в язы ке выражается его формой, или его «глубинной» грамматикой. Если же понимать язык как речевую деятельность, то стоит об ратить внимание на то, что разнообразнейшие звуковые ком бинации всегда уже как-то ориентированы на интонационный строй, основывающийся на беззвучности и укорененный в сло весное отсутствие. Первый крик ребенка Следовательно, первый крик ребенка в его связанности с немотой и ориентированности на нее способен сказать о многом. Наряду с тем, что он говорит нам о зарожда ющемся сознании, хотя, скорее, о потенциальной его возмож ности, в первую очередь он свидетельствует о присутствии мышления, а этим — о невероятной сложности пребывания че ловека в мире. Видимо, практикой избавления от такой трудно сти нашей жизни, которая может отчасти снять антиномичес кое ее напряжение путем блокирования мышления, становится последовательное обращение человека исключительно к созна нию. Теперь, после того как человек встает на путь сознания, ему все труднее с него свернуть: само наличие инстанции со знания не может не заставлять с собой считаться. Причем чем больше человек погружается в перманентную деятельность осознания своих чувств, связанную с их внутренним разупоря- дочиванием, тем более он от нее зависит. Прорывы к своему мышлению, проистекающие из приобщения к целостности се бя, в сознательной активности рассматриваются как помехи и нечто недопустимое: для этого у человека теперь уже нет и не находится в принципе ни места, ни времени. Речь, конечно, идет именно о своем месте и своем времени. И в ситуации, ког да мысль своим появлением заранее способна дискредитиро вать сознательную деятельность и зависимость существования человека от сознания вообще, она приносится в жертву; по сути дела, человек жертвует собой. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz