Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Продвижение в этом направлении столь зна- Феномены чительно, что сегодня даже сфера этического авторитетности V, г . и компетентности заменяется представлениями: об этических фе­ номенах все последовательнее начинают думать как о «наборе» сформировавшихся в силу разных причин представлений. Видимо, отношение Ницше к морали в русле процесса ниги- лизации, обусловленное программой переоценки всех ценнос­ тей и отказом от этических добродетелей, в частности, связано именно с новоевропейской тенденцией развития философии. В этом контексте, однако, стоит заметить, что господство пред­ ставления связано с неизменным появлением авторитетности отдельных точек зрения, будь то фигура самого Ницше или символическая конструкция сверхчеловека. В качестве сопутст­ вующего феномену авторитета момента выделим феномен компетентности : компетентен как раз тот, кто умеет представ­ лять и достигает технических высот в этом мастерстве. Задаваясь вопросом о том, в чем себя выражает Язык: молчание мышление в отличие от сознания, приходишь к и говорение, целое констатации, что оно, присутствуя в языке, ни- ' когда и нигде не может быть сводимо к каким-либо «языко­ вым» проявлениям. Несмотря на вновь и вновь совершающие­ ся попытки онтологизации языка, связанные с наделением его бытийными полномочиями, в языке, как ни крути, мышление обнаружить не удается: в самой языковой структуре мысли нет. Целостность не может выразить себя напрямую в том, что всегда оказывается частным. Однако эта целостность все- таки присутствует. Есть сразу же и без каких-либо условий. Есть и у любого входящего в мир ребенка. Несмотря на то, что, взрослея, человек не всегда и не везде оказывается способен вы­ разить себя в словесных операциях ввиду природных (физио­ логических) ограничений, тем не менее он всегда выражает свое присутствие в мире, предполагая свою целостность и ори­ ентируясь на нее. Значит, мышление может напоминать о себе в структурах сознания косвенно, как некая дозвуковая и дослов­ ная целостность, в проеме которой определяется языковая де­ ятельность человека. Целостность мышления особенно резко проявляется в своем отсутствии, на границе себя, т. е. там, где, подразумевая его, начинается работа сознания. Сознание ори- 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz