Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ки зрения теоретической, мягко говоря, могло прослеживаться с большим трудом, то с введением этого понятия положение дел коренным образом изменилось. Экзистенциальная коррек­ ция смыслового объема и направления интерпретации поня­ тия бытия создавали возможность онтологической реабилита­ ции конечного и временного. Каждому из нас в основном понятно, хотя мы часто и не хотим отдать себе в этом отчет, что конечность нашего сущест­ ва можно охарактеризовать в качестве незавершенности: мы и нуждаемся в совершении новых и новых действий, направ­ ленных на наше «завершение», потому, что «не завершены» по своему существу. Законченное, взятое само по себе всегда аль­ тернативно времени нашей жизни и сопротивляется его воз­ действию. В законченном нас привлекает его формальная состо­ ятельность, связанная с отсутствием развития или... жизни. Нас влечет именно безжизненность. Ограничение нас «незавер­ шенной» конечностью заставляет нас напрягаться и совершать «дополнительные» по отношению к естеству действия. Значит, конечность — чрезвычайно значимый признак нашего сущест­ вования, залог появления и функционирования измерения «неестественной» и «неприродной» деятельности человека. Задумаемся О частотности и онтологической Феномен конечности состоятельности нашего каждодневного ут- и настоящее верждения чего-либо словом «конечно», как и о связи его с «ко­ нечностью». Видимо, такой констатацией положения дел мы способны связывать с собой все события мира в виде определен­ ного содержания. Иначе говоря, мы переводим то, что есть в мире, в то, что есть внутри мира, а рычагом такого переведе­ ния, собственно, и является наша конечность. Значит, языко­ вой штамп «конечно» оказывается одним из удобных средств придания миру человеческой размерности. Вмещаясь в параме- С. 450. Здесь же Бибихин ссылается и на применение слова «присут­ ствие» в устных и письменных текстах Мамардашвили. Вместе с тем стоит обратить внимание на глубоко мотивированный пере­ вод Dasein как «вот-бытия» Е. В. Борисовым. См.: Хайдеггер М. Про­ легомены к истории понятия времени. Томск, 1998. Об обоснова­ нии перевода Dasein как «вот-бытия» Е. В. Борисовым см.: Там же. С. 343—344. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz