Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ве самого существующего. К тому же синтезы эти, разумеется, могут быть сколь угодно разнообразными. В конечном счете все зависит от силы и напряжения мыслящего. Мышление и бытие Любое сущее — потенциально неисчерпаемо, существующего однако для осознания этого мы нуждаемся в том, чтобы видеть перспективу его развития. Ее-то нам и да­ ет мышление. Наряду с осмыслением сохранности сущего про­ является острая потребность в возможности его преодоления или, если угодно, взрыва его содержания. Формой такой «со­ хранности» и выступает мышление. Благодаря мышлению человек отстаивает приоритет формы сущего, т. е. бытия, кото­ рое никуда не исчезает и не утекает. Мы-мыслящие становим­ ся препятствием в распаде сущего на составляющие: на отдель­ ные «ситуации» и «случаи», гибнущие во времени. Таким обра­ зом, онтологическое значение и метафизическая роль человека определяются его положением, а точнее, потенциальной спо­ собностью связывать между собой существующее и бытие су­ ществующего, которая проявляет себя в акциях мышления. Конечность Здесь к месту будет коснуться и другой темы. Со и временность времен своего возникновения понятие бытия (сущего) так или иначе, но сопрягалось со смыслами безгранич­ ности и бесконечности, в призме которых осмысливалось су­ ществование человека. В результате сопряжение проблематики бытия с конечностью человеческой жизни не могло не при­ вносить, хотя бы и отчасти, некоторый трагический разрыв и проблематичность. Одним из значительнейших достоинств хайдеггеровского вклада в философию является обращение к интерпретации понятия Dasein и придание ему нового пони­ мания18. И если влияние конечного на бесконечное, т. е. челове­ ческой жизни в горизонте времени на бытие в целом, с точ- 18Не затрагивая теоретической стороны вопроса о формирующейся на наших глазах практике перевода этого понятия, отметим лишь следующее. На наш взгляд, очень удачно соотнесение понятия Dasein с «присутствием» Бибихиным, так как, наряду с прочим, оно в существенной степени очеловечивало теоретические развороты понимания бытия, характерные для интерпретации этой проблема­ тики со времен ее генезиса. См.: Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. О выборе «присутствия» для перевода Dasein см.: Там же. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz