Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ве самого существующего. К тому же синтезы эти, разумеется, могут быть сколь угодно разнообразными. В конечном счете все зависит от силы и напряжения мыслящего. Мышление и бытие Любое сущее — потенциально неисчерпаемо, существующего однако для осознания этого мы нуждаемся в том, чтобы видеть перспективу его развития. Ее-то нам и да ет мышление. Наряду с осмыслением сохранности сущего про является острая потребность в возможности его преодоления или, если угодно, взрыва его содержания. Формой такой «со хранности» и выступает мышление. Благодаря мышлению человек отстаивает приоритет формы сущего, т. е. бытия, кото рое никуда не исчезает и не утекает. Мы-мыслящие становим ся препятствием в распаде сущего на составляющие: на отдель ные «ситуации» и «случаи», гибнущие во времени. Таким обра зом, онтологическое значение и метафизическая роль человека определяются его положением, а точнее, потенциальной спо собностью связывать между собой существующее и бытие су ществующего, которая проявляет себя в акциях мышления. Конечность Здесь к месту будет коснуться и другой темы. Со и временность времен своего возникновения понятие бытия (сущего) так или иначе, но сопрягалось со смыслами безгранич ности и бесконечности, в призме которых осмысливалось су ществование человека. В результате сопряжение проблематики бытия с конечностью человеческой жизни не могло не при вносить, хотя бы и отчасти, некоторый трагический разрыв и проблематичность. Одним из значительнейших достоинств хайдеггеровского вклада в философию является обращение к интерпретации понятия Dasein и придание ему нового пони мания18. И если влияние конечного на бесконечное, т. е. челове ческой жизни в горизонте времени на бытие в целом, с точ- 18Не затрагивая теоретической стороны вопроса о формирующейся на наших глазах практике перевода этого понятия, отметим лишь следующее. На наш взгляд, очень удачно соотнесение понятия Dasein с «присутствием» Бибихиным, так как, наряду с прочим, оно в существенной степени очеловечивало теоретические развороты понимания бытия, характерные для интерпретации этой проблема тики со времен ее генезиса. См.: Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. О выборе «присутствия» для перевода Dasein см.: Там же. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz