Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
в нивелировании своего собственного места и времени: ско рость перемещения по поверхности, лежащая в основе его эф фективности, обеспечивается как раз эфемерностью присутст вия самого наблюдающего. Не в этом ли, позволим себе задать вопрос (вопрос, разумеется, риторический), и состоит презумп ция большинства сочинений, относимых к разряду науки?! Обращение внимания на формальный характер текущего и уте кающего времени ведет к сугубо содержательной его интерпре тации субъектом: «качество» времени теперь придается исклю чительно воле и сознанию субъекта, а явленность времени, т. е. исторические явления времени, предполагается и полагается только в этой связи и не иначе. Однако историю нельзя понять вне бытийной ситуации того, о чьей истории, собственно, идет речь. Невозможно увидеть историю без связанности происхо дящего с избыточностью сущего, когда любое действие пони мается и в горизонте возможностей происходящего, и в аспек те связанности действующего со своим настроением, местом и временем, что позволяет отнестись к нему как к поступающе му. Наряду с другим понимание истории заключается в умении обратить внимание и заметить те формы, посредством кото рых связываются между собой различные содержания. Продолжая обдумывание В теоретичес- Модальности мышления: ком аспекте, обратим внимание, что вви- возможность ДУ разбивки существующего на отдель- трансцендентального ные составляющие и их искусственной организации между со бой каждый акт мышления предстает выходом за пределы то го, что есть. Модальности, на основе которых мы проделываем логические операции, выражают ли они возможность, дейст вительность или необходимость существующего, говорят сами за себя. Так, слово «быть», не говоря уже о словосочетаниях «может быть», «должно быть», «обязано быть», «следует быть» и так далее, является топосом трансцендентального сдвига по сравнению с существованием чего-либо. Этот «сдвиг» связан с установлением возможности понимания нами того, что есть. Замкнутое в себе сущее и обречено быть таковым, если посред ством мышления мы не размыкаем его границы и не вычленя ем некоторые единичности, которые впоследствии могут син тезироваться уже по правилам нашего мышления, а не на осно- 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz