Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

в нивелировании своего собственного места и времени: ско­ рость перемещения по поверхности, лежащая в основе его эф­ фективности, обеспечивается как раз эфемерностью присутст­ вия самого наблюдающего. Не в этом ли, позволим себе задать вопрос (вопрос, разумеется, риторический), и состоит презумп­ ция большинства сочинений, относимых к разряду науки?! Обращение внимания на формальный характер текущего и уте­ кающего времени ведет к сугубо содержательной его интерпре­ тации субъектом: «качество» времени теперь придается исклю­ чительно воле и сознанию субъекта, а явленность времени, т. е. исторические явления времени, предполагается и полагается только в этой связи и не иначе. Однако историю нельзя понять вне бытийной ситуации того, о чьей истории, собственно, идет речь. Невозможно увидеть историю без связанности происхо­ дящего с избыточностью сущего, когда любое действие пони­ мается и в горизонте возможностей происходящего, и в аспек­ те связанности действующего со своим настроением, местом и временем, что позволяет отнестись к нему как к поступающе­ му. Наряду с другим понимание истории заключается в умении обратить внимание и заметить те формы, посредством кото­ рых связываются между собой различные содержания. Продолжая обдумывание В теоретичес- Модальности мышления: ком аспекте, обратим внимание, что вви- возможность ДУ разбивки существующего на отдель- трансцендентального ные составляющие и их искусственной организации между со­ бой каждый акт мышления предстает выходом за пределы то­ го, что есть. Модальности, на основе которых мы проделываем логические операции, выражают ли они возможность, дейст­ вительность или необходимость существующего, говорят сами за себя. Так, слово «быть», не говоря уже о словосочетаниях «может быть», «должно быть», «обязано быть», «следует быть» и так далее, является топосом трансцендентального сдвига по сравнению с существованием чего-либо. Этот «сдвиг» связан с установлением возможности понимания нами того, что есть. Замкнутое в себе сущее и обречено быть таковым, если посред­ ством мышления мы не размыкаем его границы и не вычленя­ ем некоторые единичности, которые впоследствии могут син­ тезироваться уже по правилам нашего мышления, а не на осно- 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz