Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

шлую жизнь под вопрос и лишает ее устоявшегося основания. Умение «нести свой крест», вероятно, надо понимать как уме­ ние вынести настоящее, т. е. умение взвалить на себя то, что не­ посредственно исходит от тебя, и, вверив себя этому, продви­ нуть настоящее в жизнь посредством себя. Но только «вынесе­ ние» настоящего способно дать силу, силу мира. Попадание в мысль Трудность мышления связана с проникнове- как попадание в себя нием в свою мысль, Т. е. В то, что, казалось бы, и свое время близко и всегда рядом, но обычно остается на дистанции. В себя попадать трудно. Трудно всегда и везде, во все времена. Легче — находиться в кем-то, когда-то и где-то продуманном. Тем более что в этом, столь распространенном случае ответственность всегда отсрочена во времени: еще бы, ведь всегда можно сослаться на то, что эта мысль не твоя и ты за нее не отвечаешь. Однако когда и как, чем и где все это обер­ нется, остается вопросом. Вопросом разящим и жалящим наше существование уже тем, что оно оставлено в пустоте безмыслия и этим брошено на произвол случая. Связь между неумением попадания в свою мысль и в себя и непониманием времени, точнее, непониманием его отсутствия, прямая. Так, в русском фольклорном измерении языка констатируется, что «дурак времени не знает»; «дураку что ни время, то и пора»6. Обратим внимание на распространенность и частотность блужданий по уже состоявшейся мысли. Причина этого кроет­ ся в незнании себя. И потому попадание в мысль другого — это только часть дела, которое не будет закончено, если мы не вер­ немся к себе. Человек и понимает мысль другого, когда находит в ней себя. Таким образом, пробираясь и располагаясь в среде, образованной различными текстовыми реализациями мышле­ ния, человек ориентируется в первую очередь на себя, но часто не осознает этого. Любой из нас, будучи однажды захвачен своей мыслью, ри­ скует столкнуться с бесприютностью своего непродуманного существования. И, как правило, происходит это в ситуации ос­ трейшего дефицита своего времени. Сегодня можно говорить и об историческом цейтноте отдельных этносов и наций, в ко­ торый заводит безмыслие. Часто даже — безмыслие, освящен- 6Даль В. Пословицы русского народа. СПб., 1998. С. 219. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz