Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
шлую жизнь под вопрос и лишает ее устоявшегося основания. Умение «нести свой крест», вероятно, надо понимать как уме ние вынести настоящее, т. е. умение взвалить на себя то, что не посредственно исходит от тебя, и, вверив себя этому, продви нуть настоящее в жизнь посредством себя. Но только «вынесе ние» настоящего способно дать силу, силу мира. Попадание в мысль Трудность мышления связана с проникнове- как попадание в себя нием в свою мысль, Т. е. В то, что, казалось бы, и свое время близко и всегда рядом, но обычно остается на дистанции. В себя попадать трудно. Трудно всегда и везде, во все времена. Легче — находиться в кем-то, когда-то и где-то продуманном. Тем более что в этом, столь распространенном случае ответственность всегда отсрочена во времени: еще бы, ведь всегда можно сослаться на то, что эта мысль не твоя и ты за нее не отвечаешь. Однако когда и как, чем и где все это обер нется, остается вопросом. Вопросом разящим и жалящим наше существование уже тем, что оно оставлено в пустоте безмыслия и этим брошено на произвол случая. Связь между неумением попадания в свою мысль и в себя и непониманием времени, точнее, непониманием его отсутствия, прямая. Так, в русском фольклорном измерении языка констатируется, что «дурак времени не знает»; «дураку что ни время, то и пора»6. Обратим внимание на распространенность и частотность блужданий по уже состоявшейся мысли. Причина этого кроет ся в незнании себя. И потому попадание в мысль другого — это только часть дела, которое не будет закончено, если мы не вер немся к себе. Человек и понимает мысль другого, когда находит в ней себя. Таким образом, пробираясь и располагаясь в среде, образованной различными текстовыми реализациями мышле ния, человек ориентируется в первую очередь на себя, но часто не осознает этого. Любой из нас, будучи однажды захвачен своей мыслью, ри скует столкнуться с бесприютностью своего непродуманного существования. И, как правило, происходит это в ситуации ос трейшего дефицита своего времени. Сегодня можно говорить и об историческом цейтноте отдельных этносов и наций, в ко торый заводит безмыслие. Часто даже — безмыслие, освящен- 6Даль В. Пословицы русского народа. СПб., 1998. С. 219. 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz