Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ская смерть не гарантирует нам полного выпадения из жизни, так как и после этого сохраняется возможность интерпретации содержательного поля нашей жизни другими людьми. К тому же никто не может нам гарантировать и того, что место и вре­ мя нашей физической смерти совпадают с местом и временем нашей действительной смерти: а может быть, мы уже давно умерли, выпав из своего присутствия, и, отсутствуя в себе, как зомби, мертвыми влачим свое существование?! Значит, через события рождения и смерти мы Символы рождения сталкиваемся с проблематичностью и негаран- и смеРти тированност ью своего присутствия, а символы рождения и смерти сохраняют для нас возможность постоянной и неогра­ ниченной смысловой интерпретации любого другого события, даже если оно превратилось в содержание жизненного ряда и, подпав под власть сознания, выпало из измерения событий­ ности. Такое «выпадение» как раз не является абсолютным по причине возможности приобщения любых жизненных содер­ жаний к символам рождения и смерти. Эти символические кон­ станты служат перпендикулярными сечениями по отношению к развертывающейся горизонтали элементов жизненного пути человека, оказываясь дополнительным измерением, без которо­ го есть сознание его жизни, но может не быть ее понимания. Именно в свете таких экзистенциальных событий (ведь у каждого сугубо свои рождение и смерть, как и свои способы их допущения к присутствию) наша жизнь и способна получить свое осмысление. И новые грани в наличном регионе нашего сущего, который в содержательном отношении способен раз­ вертываться исключительно в физическом пространстве и вре­ мени, могут быть раскрыты только под знаками рождения и смерти. Само сопряжение разных моментов жизни человека с этими событиями заставляет его обращать внимание на свою временность. Приучаясь наделять локальные места и хроноло­ гическое время объективными полномочиями ввиду их связи с объективностью физического пространства и физического времени, мы не акцентируем внимания на субъективном ха­ рактере нашей смысловой жизни и на своем в ней присутствии. Но каждому из нас необходимо понять, что нашу жизнь — при всей объективности ее содержательной стороны и рейдах внут­ ри нее сознания — за нас не проживет никто другой. Каждый 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz