Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
именно свое время, т. е. время своего присутствия, из которо го только и определяются другие типы времени, связанные с практикой сознания. Событийное Почти все события жизни человека могут воспри- измерение ниматься в их содержательной форме, когда они ли- нашей жизни шаются самостоятельности и, утратив характер фе номенальности, соотносятся между собой сознанием субъекта, представая цепочкой выстроенных друг за другом моментов его жизненного пути. В результате такие события обречены по терять статус своей событийности, став только элементом жи з ненного ряда, без этого они не могут быть помещены субъектом в череду связанных и соотносимых содержаний. Однако в жиз ни каждого встречаются события, обладающие в сравнении с другими повышенной экзистенциальной насыщенностью, что позволяет им успешно сопротивляться процессу переведения их — сознанием — в разряд зависимых от него производных. Такие события постоянно демонстрируют человеку свою избы точность, противостоящую его намерению как субъекта их как- то рассчитывать и контролировать. Вероятно, стоит предполо жить, что наряду с уникальными для каждого человека своими событиями есть и события (феномены), формальная сторона которых настолько более значима для человека, что явно пре вышает пределы любой возможной их интерпретации с содер жательной точки зрения. Таковы, в частности, события рожде ния и смерти. И если вся среда жизни человека, охваченная от рождения до смерти, в определенном смысле проницаема для рефлексии и способна выступить в качестве знаков (если и не жизненного мира, то жизненного пути) человека, то эти два события невозможно эксплицировать до конца. Более того, именно в связи с этими двумя событиями любое жизненное со держание способно получать практически неограниченную смысловую интерпретацию. Таким образом, к своему присутствию без обращения к со бытиям рождения и смерти нам не выйти. Над местом и време нем своего рождения, так же как и над местом и временем сво ей смерти, мы не властны. Такие события несут в себе именно топологический, а не локальный или хронологический смысл. И нас здесь не должна смущать иллюзия возможности ухода из жизни по собственной воле и прихоти. Дело в том, что физиче- 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz