Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ничего неосознаваемого, т. е. того, что сопротивляется осозна­ нию. В деле развертывания сознание, казалось бы, не встречает никаких препятствий. Между тем каждый человек сталкивает­ ся с невозможностью эксплицирования своим сознанием цело­ го ряда феноменов своего внутреннего мира, что обычно фик­ сируется им самим в суждениях типа «не понимаю, как...» или даже в допущении странностей, причуд и парадоксов в пара­ метрах содержательного поля своей жизни и с ним никак не со­ четаемых. Такие феномены не могут стать сугубо осознанными явлениями, они демонстрируют определенную сопротивляе­ мость своему осознанию. И столкнуться с ними человек мо­ жет только в случае расщепления своего сознания, т. е. путем попадания в его бреши и зазоры. Так, если мы способны осознавать происходящее, время бытия т. е. способны придавать случающемуся с нами и время сознания форму «происходящего», то само это действие, даже если для нас оно предстает мигом, длится какое-то время. Но что это за время? При внимательном отношении приходится констати­ ровать, что это время нашего присутствия, дающего о себе знать до момента нашего осознания. Значит, время акта осо­ знания развертывается не на пустом месте, ему предшествует время нашего в себе присутствия, или время бытия, которое можно помыслить, но нельзя осознать без ущерба для него, ибо в таком случае оно исчезает. В миге с нами происходит нечто важное и случается то, что мы пропускаем мимо и не успеваем заметить. Возможно, мы не успеваем обратить на это внима­ ние, потому что оказываемся не готовы, не готовы ввиду сра- щенности своего восприятия с такой технической установкой, которая способна заблокировать все, происходящее внутри ми­ га. Думается, что в этом проявляет себя «сознательная» уста­ новка, т. е. сознание. Время бытия и время сознания не совпадают между собой, несмотря на то, что с позиций сознания мы, как правило, склонны их отождествлять, а затем, стремясь освободиться от всего того, что препятствует осознанию, связываем время осо­ знания со временем представления. Необоснованность времени бытия действиями нашего сознания, привносимая в нашу жизнь феноменом события, заставляет с собой считаться неза­ висимо ни от кого и ни от чего. Человеку необходимо понять 8 зеы 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz