Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

от них настолько, что человек не может обходиться без со­ знания, ибо не может при этом проникнуть в свои ощущения и извлечь из них опыт. Мышление в таком случае явно пред­ шествует сознанию, хотя засечь его в своем времени человеку трудно ввиду того, что «засекает» его, т. е. мышление, именно сознание. Оно-то и препятствует выходу человека к своему мы­ шлению и раскрывающейся в его измерении «встроенности» нашего существования в бытие. Сознание как раз и стремится предельно связать нас с существованием. Причем связать по рукам и ногам! Другое дело — как ему это удается. Здесь мы попадаем в идейный троп, вычеканенный в словах Парменида: «Одно и то же — мышление и то, о чем мысль, ибо без сущего, о котором она высказана, тебе не найти мыш­ ления»17. Видимо, победа досократической ориентации в твор­ честве Хайдеггера, постепенно становящаяся условием, предо­ пределяющим все его творческие построения, связана с поиска­ ми, осуществляющимися в этом же направлении. Таким образом, сознание человека развертывается на основе мышления и является его определенной коррекцией, знаменую­ щей процесс его взросления, а язык служит областью, маркиру­ ющей совершение сознательных операций. Событие присутст­ вия, или бытия, человека в мире ознаменовано изначально событием мышления. Целостность входящего в мир человека, неотменимая в принципе, утрачивается в процессе нарастания сознательного отношения в мире, оставляя о себе следы во вре­ мени, к которым, будучи в сознании, все труднее вернуться и прикоснуться. Но как в таком случае отличить мышление от сознания? И как дает знать о себе мышление, как оно напоми­ нает о себе нам? Феномен логики: Обратим внимание на то, что логика может способность осознания пониматься нами как описание того, чему внутреннего мира придается форма логичности, с позиций принципиального функционирования, т. е. с позиций идеально (а не реально) совершаемого действия сознания, опирающего­ ся на презумпцию возможности субъекта контролировать все содержание осознаваемого. С этой точки зрения не может быть 17Парменид //Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпи­ ческих теокосмогоний до возникновения атомистики. С. 291. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz