Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Несколько отвлекаясь, заметим, что движение создателя фун даментальной онтологии от экзистенциальной аналитики к фи лософии языка, нередко представляющееся проблемой для не которых исследователей творчества Хайдеггера и становящееся причиной его разделения на два периода, на наш взгляд, зако номерно и внутренне мотивировано. Что же касается противо речий между психоанализом, с одной стороны, и философией фундаментальной онтологии — с другой, то при всем их раз личии, проявляющемся в том числе и в красноречивом молча нии Хайдеггера о психоанализе как философии, они могли пре одолеваться. Причем преодолеваться не снаружи, т. е. исходя из других концептуальных допущений, а и изнутри, из самого то- поса этих противоречий. Так, еще при жизни Хайдеггера фор мируется школа «Dasein-анализа», основателем которой стал Л. Бинсвангер. Обоюдное движение сторонников этого направ ления, особенно в лице М. Босса, к философским исканиям Хайдеггера и его самого к «Dasein-анализу» послужило основой цикла «цолликонеровских семинаров»16. Подробно разбирая вопрос О человеке И, Событие мышления в частности, о ребенке как о носителе языка, и способность сознания констатируем следующее: «носителем», или субъектом, языко вых операций является именно мышление. Оно служит осно ванием любых преобразований и деформаций чувств, связан ных с их разукрупнением, осуществляющимся в процессе их осознания, что, собственно, и выражается в создании нового, структурно организованного измерения, измерения сознания, накладывающегося человеком теперь уже, когда оно есть, на любое чувство и вычленяющего его содержание. Процедурный смысл деятельности взросления связан с тем обстоятельством, что такие «наложения» сознания на чувства становятся все бо лее частотными, приводя в конечном итоге к зависимости его 16См.: Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары (о Daseinanalytik’e) //Логос. 1992. №3. С. 82—97. См. также: Хайдеггер М. Из бесед с Бос сом //Логос. 1992. №4. С. 105—113; Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология // Логос. 1992. №3. С. 125— 135', Лаврухин А. В. К истории формирования методологии dasein-аналитической пси хологии // Dasein-анализ в философии и психологии. Мн., 2001. С. 73—93; Поликарпов В. А. Dasein-анализ как метод психотера пии //Dasein-анализ в философии и психологии. С. 185—203. 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz