Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

и ребенок онтологически одиноки, а потому способны ориен­ тироваться на свой внутренний мир, на сугубо свое настроение и свое время. Святость, как и детство, характеризуется отказом от явного большинства дел, которыми пронизано пространст­ во жизни взрослого, ибо святой считает совершение таких действий занятием либо никчемным, либо, по крайней мере, малозначимым, ведь он сосредоточен на своей душе. Именно не воспринимая мир повседневности, святой способен пойти на крайность в отношении ко многому, возможно, даже ко все­ му тому, чем живут другие, способен бросить вызов физике и хронологии. Экзистенциальная Как уже было отчасти отмечено ранее, пре- аналитика дельной выразительности отношение ребенка к миру достигается в языке. В языковой среде личности отраже­ ны складки ее формирования, углубление в которые может дать понимание основных и важнейших факторов развития, вплоть до вычленения основополагающих событий, опреде­ ляющих то или иное фундаментальное настроение жизни че­ ловека, задающее интервалы нашего индивидуального опыта. Событие понимания возможно при продвижении в параметрах такой настроенности человека, в первую очередь — настроен­ ности его на себя. Причем достигаться это может как в русле психоанализа, так и на пути создания экзистенциальной ана­ литики М. Хайдеггера. Существенная разница, пожалуй, лишь в том, что в первом случае такая, «понимающая», инстанция обязательно связана с фигурой психоаналитика, предопределя­ ющего образование связки «врач— пациент», без которой никак не обойтись. Во втором случае понимание совершается самим человеком, в нашем случае — взрослеющим ребенком. Его язык, удерживающий и сохраняющий в себе все важней­ шие трансформации чувств в процессе их осознания, что пред­ полагает обращение к новому языковому материалу и новым языковым стратегиям, при определенных условиях способен раскрыться и самому носителю языка. В частности, это ста­ новится достижимо при обращении к экзистенциальной аналитике, которой, как известно, и был занят автор «Бытия и времени»15. 15См.: Хайдеггер М. Бытие и время. С. 41—52. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz