Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

чем «мир распадется на факты», он должен быть: ведь если ми­ ра нет, то нечему и распадаться. Сначала есть мир как то, что «выпало», «случилось», «произошло», а уже исходя из этого и внутри этого мы оперируем фактами и фактическим измере­ нием мира11. Ребенок с миром, как с тем, что уже есть, случи- Мир как то, что лось и выпало, считается и потому-то принимает всегда уж е есть мир всерьез. И нам, взрослым, если мы хотим быть, тоже при­ дется считаться с миром. Чтобы быть, быть живыми, изменять­ ся и иметь, хотя бы и на время, свое лицо, мы должны стремиться к выявлению внутри себя опыта детства. Правда, справедливости ради констатируем, что быть-то большинству из нас как раз не хочется, а хочется не быть. Внимательно при­ смотримся к крепнувшей в проеме нашей жизни со временем интенции, так ярко характеризующей мир взрослых, стоящей за выражением «хоть бы меня никто не трогал» и позитивной оценкой положения дел, связанных с отсутствием событий, когда «самая лучшая новость — это отсутствие новостей». Интересно, что, истолковывая миф о грехопадении, Гегель при­ влекает наше внимание именно к словам Христа, связанным с повелением «стать, как дети». Невинность ребенка, по Гегелю, трогательна и привлекательна именно потому, что «она на­ поминает нам о том, что должно быть порождено самим ду­ хом»12. «Ребенок захвачен событием мира и в меру захваченно- сти сам правит им», — констатирует наш современник Биби- хин13. В другом месте он же поясняет: «Ребенок вживается в мир взрослого, как взрослый уже очень редко умеет»14. Обратим внимание на то, что отношение Святой и ребенок: к жизни и поведение святых нередко сопо- онтология одиночества ставляются именно с детским отношением и жизни наедине с собой к жизни. Если мы задумаемся о том, в чем тут суть, то, скорее всего, придем к мысли, что все дело в одиночестве. И святой, 11См.: Бибихин В. В. «Логико-философский трактат» Витгенштейна. С. 159— 171 и др. 12 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 129. 13 Бибихин В. В. Узнай себя. С. 100. 14Там же. С. 104. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz