Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
чем «мир распадется на факты», он должен быть: ведь если ми ра нет, то нечему и распадаться. Сначала есть мир как то, что «выпало», «случилось», «произошло», а уже исходя из этого и внутри этого мы оперируем фактами и фактическим измере нием мира11. Ребенок с миром, как с тем, что уже есть, случи- Мир как то, что лось и выпало, считается и потому-то принимает всегда уж е есть мир всерьез. И нам, взрослым, если мы хотим быть, тоже при дется считаться с миром. Чтобы быть, быть живыми, изменять ся и иметь, хотя бы и на время, свое лицо, мы должны стремиться к выявлению внутри себя опыта детства. Правда, справедливости ради констатируем, что быть-то большинству из нас как раз не хочется, а хочется не быть. Внимательно при смотримся к крепнувшей в проеме нашей жизни со временем интенции, так ярко характеризующей мир взрослых, стоящей за выражением «хоть бы меня никто не трогал» и позитивной оценкой положения дел, связанных с отсутствием событий, когда «самая лучшая новость — это отсутствие новостей». Интересно, что, истолковывая миф о грехопадении, Гегель при влекает наше внимание именно к словам Христа, связанным с повелением «стать, как дети». Невинность ребенка, по Гегелю, трогательна и привлекательна именно потому, что «она на поминает нам о том, что должно быть порождено самим ду хом»12. «Ребенок захвачен событием мира и в меру захваченно- сти сам правит им», — констатирует наш современник Биби- хин13. В другом месте он же поясняет: «Ребенок вживается в мир взрослого, как взрослый уже очень редко умеет»14. Обратим внимание на то, что отношение Святой и ребенок: к жизни и поведение святых нередко сопо- онтология одиночества ставляются именно с детским отношением и жизни наедине с собой к жизни. Если мы задумаемся о том, в чем тут суть, то, скорее всего, придем к мысли, что все дело в одиночестве. И святой, 11См.: Бибихин В. В. «Логико-философский трактат» Витгенштейна. С. 159— 171 и др. 12 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 129. 13 Бибихин В. В. Узнай себя. С. 100. 14Там же. С. 104. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz