Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ской символизацией. Возникновение мировоззрения — свиде тельство нашей уступки хронологии, ведь в этом случае глу бинные слои нашего опыта, вынужденные быть совмещенны ми между собой, теряют своеобразие, их можно приравнять между собой, только сводя к поверхности. Теряя свою глубину, время, будучи помещено в интервалы, выворачивается от нас наизнанку: оно теперь как наше, так и не наше. И именно по этому мы и можем им сознательно оперировать. Возможно, прервать такое положение дел получится, если нам удастся столкнуться с феноменом времени. Это и происходит при об ращении к феномену текста (книги, мелодии, фильма и т. д.), структурированного глубиной времени и преподносящего нам глубину мира, сталкиваясь с которыми, мы начинаем пони мать, что одного сознания нам здесь явно не хватает и возни кает острая, ничем невосполнимая потребность в мышлении. Важно и то, что текст способен удержать и структурировать на ше настроение, во власти которого мы находимся, но об этом не знаем. Значит, наше обращение к текстам связано, понима ем мы это или нет, с работой по открытию себя: текст структу рирует те стороны нашей души, которые пребывают обычно в киселеобразном состоянии и потому не представляют для нас интереса. Живое и мертвое Продолжая обращаться к феноменам детского мира, заметим, что для него характерно стремление всегда и повсюду быть живым, т. е. иметь свое лицо, что связано с не пременным различением себя прежнего и себя нынешнего, уже каким-то образом состоявшегося, их отличением друг от друга. Живое характеризует способность изменять свое существо под напором обстоятельств. Для взрослого, напротив, сами обстоя тельства понимаются заместителями мира и его представителя ми: он реагирует именно на них, а не на мир, стремясь взаимо действовать с нарастанием обстоятельств, «приручить» и под чинить их себе. В этом отношении он, все больше и больше связывая себя с ними, теряет чуткость по отношению к миру, и изменения взрослого нередко дисгармоничны по отношению к изменениям мира. Мир как сложившееся «фактическое поло жение дел» или «набор обстоятельств»— это мир именно для взрослого, но не для ребенка, ибо он всегда вторичен. Как заме чалось ранее со ссылкой на мысль Витгенштейна, что прежде 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz