Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ской символизацией. Возникновение мировоззрения — свиде­ тельство нашей уступки хронологии, ведь в этом случае глу­ бинные слои нашего опыта, вынужденные быть совмещенны­ ми между собой, теряют своеобразие, их можно приравнять между собой, только сводя к поверхности. Теряя свою глубину, время, будучи помещено в интервалы, выворачивается от нас наизнанку: оно теперь как наше, так и не наше. И именно по­ этому мы и можем им сознательно оперировать. Возможно, прервать такое положение дел получится, если нам удастся столкнуться с феноменом времени. Это и происходит при об­ ращении к феномену текста (книги, мелодии, фильма и т. д.), структурированного глубиной времени и преподносящего нам глубину мира, сталкиваясь с которыми, мы начинаем пони­ мать, что одного сознания нам здесь явно не хватает и возни­ кает острая, ничем невосполнимая потребность в мышлении. Важно и то, что текст способен удержать и структурировать на­ ше настроение, во власти которого мы находимся, но об этом не знаем. Значит, наше обращение к текстам связано, понима­ ем мы это или нет, с работой по открытию себя: текст структу­ рирует те стороны нашей души, которые пребывают обычно в киселеобразном состоянии и потому не представляют для нас интереса. Живое и мертвое Продолжая обращаться к феноменам детского мира, заметим, что для него характерно стремление всегда и повсюду быть живым, т. е. иметь свое лицо, что связано с не­ пременным различением себя прежнего и себя нынешнего, уже каким-то образом состоявшегося, их отличением друг от друга. Живое характеризует способность изменять свое существо под напором обстоятельств. Для взрослого, напротив, сами обстоя­ тельства понимаются заместителями мира и его представителя­ ми: он реагирует именно на них, а не на мир, стремясь взаимо­ действовать с нарастанием обстоятельств, «приручить» и под­ чинить их себе. В этом отношении он, все больше и больше связывая себя с ними, теряет чуткость по отношению к миру, и изменения взрослого нередко дисгармоничны по отношению к изменениям мира. Мир как сложившееся «фактическое поло­ жение дел» или «набор обстоятельств»— это мир именно для взрослого, но не для ребенка, ибо он всегда вторичен. Как заме­ чалось ранее со ссылкой на мысль Витгенштейна, что прежде 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz