Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
и событиям вести себя как-то неподконтрольно. Превраще ния «мгновения» в «постоянство», а «нового» в «обоснованное» и «ожидаемое» являются свидетельствами взросления челове ка. По существу дела, мир, который есть у ребенка, превраща ется в картину мира и подменяется мировоззрением у взрослого. И до тех пор, пока горизонту воззрения мира не будет противо поставлен колодец собственного присутствия, где наряду с про чим есть мрак собственного невосприятия, допускающий некое нутро человека, — до тех пор человек обречен к пребыванию на своей поверхности. Мы все, если хотим быть собой, непремен но должны как-то зацепиться за свое детство, ибо если нам не удастся удержаться на этой высоте, то мы можем утратить себя навеки. Всем нам надо культивировать и взращивать в себе дет ское начало, ибо в противном случае мы не сможем столкнуть ся со своей глубиной. С точки зрения философской феноменология ока- Феноменология зывается именно той техникой, которая способна как отказ от наглядности выполнить разворот от мировоззрения человека к себе, к его собственному присутствию. Она способна отучить человека мыслить «в картинках» и «посредством картинок», так же как феноменологизация повседневности, связанная с приданием вещам некоего «люфта» (и свободы) в их зависи мости от установленной и допустимой сознанием предметнос ти, способна противостоять рекламному буму современности. ПОНЯТНО, ЧТО иметь «картинку» чего-либо че- Непредметность ловеку, конечно, хочется, ибо ею структуриру- и феноменальность ется все непонятное: непонятное и непонятое времени как в мире, так и в самом себе. Вместе с тем понятно и другое — то, что выдержать опыт столкновения с собой может не каж дый. Но иного, если хочешь быть человеком и просто быть, не дано. Стоит задуматься над тем, что устойчивость картинок в проеме времени нашей жизни не позволяет нам понять саму непредметность времени, так как она задает нам намерение видеть время и фиксировать его протекание своим сознанием. Так феномен времени раздваивается на сущность, которую мы сознаем, и явление ее, которое мы замечаем и воспринимаем. Сознание, как оно нам себя преподносит, основано на опе рации первичного разграничения на «сущность» и «явление», и все наше сознательное понимание связано с этой дуалистиче- 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz