Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ципе быть нашими действительными, но не осознанными нами настроениями, которые, подменяясь конструкциями, порож­ денными деловитостью и ввиду их явной непродуманности, могут становиться нашей тенью. Думать из настроения, т. е. придерживаться своего действительного настроения, разумеет­ ся, очень трудно, ибо подобный взгляд связан с таким «утяже­ лением» мысли, что это может расцениваться со стороны, например, как впадение мысли в аффектацию. Видимо, с пози­ ций господствующего в современной философии новоевро­ пейского стиля такая позиция может быть обвинена в ирра­ ционализме. Думается, что ряд упреков Шопенгауэру, Ницше и Хайдеггеру на Западе, как и Чаадаеву и Розанову у нас связан именно с этим. Мир ребенка и мир взрослого: Если взгляд и слово ребенка характе- способы поддержания ризуются свойствами вещности, весо- целостности этих миров мости и целостности происходящего, то превращение его во взрослого связано с ростом относитель­ ности в его восприятии действительности, с развоплощением его отношения к ней, так же как с раздроблением и ограниче­ нием восприятия в целом. Теперь целостность мира определя- ет-ся инстанцией сознания, деятельность которого выявляет се­ бя в построении всегда новых теорий, концептов и доктрин, от чего взрослый человек не может отказаться ни при каких об­ стоятельствах, ибо такой отказ свидетельствовал бы об отказе от себя того, который взрослый. Он, взрослый, последователь­ но и разносторонне впускает в свою жизнь, в свой взгляд и свое слово именно себя, изменяя этим миру. Феномены картины мира Мир взрослого в основе своей предме- и мировоззрения тен, а не вещен. К тому же среда взрос­ лого соткана из массы представлений и ими как раз поддер­ живается. Этим объясняется то, что мир взрослого человека с трудом допускает в себя нечто, не помещающееся в пределы представления, тогда как мир ребенка весь пропитан тайным и чудесным, а потому допускает любое свое изменение и харак­ теризуется мгновенной реакцией на все новое. Контроль над со­ держанием мира взрослого и достигается приданием всему формы предмета: мир входит в параметры сознания, а созна­ ние становится доминирующей инстанцией, устанавливающей такие «правила» существования, которые не позволяют вещам 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz