Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ло, то, во-первых, в нас, нашей жизни и наших действиях не было бы никакой нужды и необходимости, ибо мир обходился бы самим собой, т. е. был бы замкнут на себя. И во-вторых, лю бые значения и смыслы были бы в этом отношении случайны, ибо они никак не были бы своим появлением и существом связаны с нами, ведь они возникали бы по законам мира, непо нятным нам в принципе. Особенный характер смыслов, раскры ваемый в невозможности непосредственного их выведения из течения нашей жизни путем ее содержательного продления, приводил человека к их сакрализации и обожествлению. Бог, Благо, Добро, Истина, Прекрасное — символы усилия человече ской мысли и работы, совершаемой им в этом направлении, когда именно неслучайное и неестественное для человека отме чалось и промаркировывалось им с особой силой, т. е. в форме смысла5. И смыслы эти, как и символические конструкции, их выделяющие, разумеется, нельзя воспринимать локально, т. е. в «привязке» их к определенным местам и конкретным времен ным интервалам нашей жизни. Стоит особо оговориться, что перпендикулярность Символ креста любого, реально совершающегося акта мысли по и вынесение отношению к явлениям, предстающим перед нами настоящего в жизни, символизируется образом креста, с которым предель но связаны событийное измерение христианской жизни и то, что совершается в ее параметрах. Перпендикулярность мышле ния, свидетельствующая о трудности его совершения ввиду не обходимости выхода за пределы хронологического или еще ка кого-либо протекания жизни, содержит в себе и несет опреде ленный потенциал вызова по отношению к состоявшейся жиз ни. И в этом контексте перпендикулярность мысли отражают образы «наперекор» и «поперек». В «поперечном» выступлении человека, помимо прочего, отставляется в сторону все то, чем он жил и чем руководствовался в своем существовании. Напро тив, человек начинает настаивать на том, что исходит именно от него и в этом «исходе» подставляется под вопрос традиции, накопленной жизнью, однако вместе с тем ставит саму эту про- 5См.: Витгенштейн Л. Философские работы. С. 71—72, 414,458; Сер геев А. М. Россия и мир (культура — философия — метафизика). С. 9— 10, 136— 140, 144— 145, 181. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz