Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

метрах общества и присущих ему «сваренных» реакций. Г1оэтому-то взрослый и есть существо культуры10. Фиксацией несанкционированности настроения вообще и отдельных наст­ роений в частности может служить культивирование утверж­ дений типа «Я (ты, вы, он) сегодня не в настроении». Однако это присуще только взрослым, и все совсем не так у детей. Для них такие утверждения непонятны. Если мы можем сказать о себе, так же как и о ребенке, что он «не в настроении», то ре­ бенок этого ни о себе, ни о нас сказать не может. Если это и происходит, то мы с уверенностью можем констатировать, что перед нами взрослый человек. В этом отношении ребенок есть «нечто сырое», тогда как взрослый человек — «вареное», и именно потому, что он обладает возможностью «сварить» что-либо, так же как и придерживаться «сваренного», он явля­ ется носителем культуры. Отметим и то, что если на отдельные на- Табуирование настроения строения накладывается табу, то это указание не на то, что та­ ких настроений здесь нет, а скорее на то, что такие настроения «здесь», «сейчас» и «теперь» оказываются ни к месту, «ни ко двору и ни ко времени». Думается, что деловитость в отказе от определенных настроений сама по себе служит признаком глу­ бинной ориентированности человека и общества именно на такие настроения. Но тогда деловитость может пониматься в качестве иной стороны настроения, т. е. как квазиструктура, мотивирующая и задающая наше поведение. Причем поведе­ ние нас как в жизни, так и в мысли. Отсюда понятно, что ском­ прометированные и табуированные настроения могут в прин- 10О значимости образов «вареного» и «сырого» для понимания куль­ туры см.: Леви-Строс К. Мифологики: В 4 т. Т. 1. Сырое и приготов­ ленное. М., СПб. 2000. В русской фольклорной традиции способ­ ность и умение думать связываются именно с процессом «варки» и несут на себе прямой отпечаток соотношения готовности пищи к употреблению с ее «сваренностью». Показательно выражение «голова варит». Обратим внимание также на подразумевающуюся связь «сырого» с началом и зачатием жизни: возникновение живого связывается, как на повседневно-практическом, так и на теоретиче­ ском уровне, с субстанцией сырости (влаги, воды, спермы и проче­ го). Нечто и способно расти, т. е. вскрывает присущую себе способ­ ность развития, только потому, что оно еще есть нечто «сырое». 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz