Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ботку цивилизацией и потому повзрослевшего. То, что обычно понимается и подразумевается как «детское» сознание того или иного народа, которое проявляется в его «неразумном», с точки зрения окружающих народов, поведении, в действительности к сознанию как раз прямого отношения не имеет, ибо связано оно с настроением. Интересно обратить внима-ние на пример из нашего, российского, прошлого, связанного с событием так называемой «перестройки». Теперь становится понятно, что всем нам, народу в целом, пришлось (и приходится) резко по взрослеть. Задумаемся, в чем это, собственно, выразилось и вы ражается? И ответим себе: в настроении, в смене, а если угодно, то и в сломе своего настроения, что потянуло за собой отказ от своего времени и места. Мы изменились и изменяемся: измени ли и изменяем своему настроению. Объявив его препятствием и детством, мы во что бы то ни стало стремимся от них изба виться, намереваясь при этом повзрослеть, хотя процесс этот принимает подчас карикатурные формы. И, может быть, поэто му, пытаясь понять особенность нашего национального харак тера, часто рассуждают о «детскости» и «женственности» нашей души, когда воспринимают преобладающие настроения и во влеченность в них любого русского с позиций позитивных, но оценивают их в качесте «инфантильности» и «вечно бабьего в русской душе»9, когда к настроениям и зависимости от них человека относятся преимущественно негативно. Настроение и культура Заметим также, что некоторые настроения принципиально не допускаются нами как существами взрос лыми в свою культуру: определенность культуры всегда выра жается в отношении к настроению и связана как с допущением одних настроений, так и с недопущением других. Прошедший обработку культурой взрослый имеет опыт «варения» в пара- 9См.: Бердяев Н. А. Судьба России. Опыты по психологии войны и на циональности. М., 1990. С. 1—42 и др. Тема «женственности» рус ского национального сознания становится одной из определяющих в размышлениях разных мыслителей и в современной философской литературе. Так, у Мамардашвили она понимается преимуществен но негативно, что дает определенное основание для характеристики его взглядов как отчасти «русофобских», а Бибихиным, например, данная тема продумывается, напротив, в позитивном ключе, т. е. как залог специфического отношения русского человека к миру. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz