Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Непременно нужно добавить, ЧТО циви- Цивилизация и взросление лизация в этом контексте предстает изощренным средством избавления людей от своих настроений. В обществах, прошед­ ших «цивилизованную» обработку, человек приучается не только не замечать своего настроения, но и всячески избавлять­ ся от него. Если, попадая в свое настроение, человек, будучи на виду, т. е. в пространстве публичного обзора, никак с ним не борется, то такое действие его воспринимается крайне негатив­ но и оценивается как невозможность быть цивилизованным человеком. Можно даже сказать, что попадание нас в свое наст­ роение, связанное с дальнейшей интегрируемостью в него, вос­ принимается не как действие, а как бездействие. Предполагает­ ся, что наша деятельность должна быть непременно связана с блокированием своего настроения и борьбой с ним. И именно в этом ключе понимается принцип нашей цивилизованности или отсутствие таковой. Более того, действие цивилизации ока­ зывается напрямую связано с процессом взросления. Это касает­ ся не только отдельного человека: сопоставление и смысловое сопряжение этих двух феноменов характерны и для этносов, народов и наций. Показательно, что в обоих случаях речь идет о настроении. Ребенок не умеет прятать И скрывать Ребенок и его взаимодействие своего настроения. Он и не хочет со своим настроением учиться делать это. Напротив, он довольно легко погружается, входит в свое настроение и живет им. Впадение в настроение становится частым событием жизни человека также в процессе его старения, когда человек преодолевает «взрослый», цивили­ зованный период своей жизни и «впадает» в детство. Если во взрослом состоянии поведение человека в соответствии со сво­ им настроением расценивается как «ненормальное», «юроди­ вое» или «блаженное», то оно, напротив, допускается в отноше­ нии детей и стариков. Оно также допускается чаще по отноше­ нию к женщинам, нежели к мужчинам. Любопытно отметить, что в архаических об- Феномены отказа ществах попадание в настроение не только от своего настроения приветствуется, но и нередко культивирует- “ от се6я ся, тогда как в цивилизованных, «взрослых» обществах от наст­ роений избавляются. Подавленное настроение — неотъемле­ мый признак жизни современного человека, прошедшего обра- 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz