Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
можности спонтанного проявления своих чувств, выражаю щих себя вне какой-либо нормативности. Если в рамках отече ственного культурного пространства такие ситуации еще воз можны, хотя они уже и здесь, расцениваясь с позиций циви лизации, атрибутируются как «некультурные», то в западных обществах такое проявление спонтанности человеческого отношения к миру, связанное с независимым ни от чего его до пущением, воспринимается негативно. Как тут не вспом нить иронично-горькое замечание Л. Шестова о том, что мы, русские, «разрешаем себе величайшую роскошь, о которой только может мечтать человек, — искренность, правдивость»8. Ирония мыслителя проистекает, вероятно, из отождествления открытого отношения к миру именно с детским периодом на шей жизни, а также из горького осознания того, что теперь, ког да человек (подразумевается европеец) повзрослел, таким обра зом относиться к миру становится уже невозможно. И любому русскому придется, хочет он того или нет, с этим считаться. Открытость миру Остановим внимание на изменившемся ха- и цивилизация рактере наших с миром отношений, констати рующих невозможность непосредственной открытости к нему. Подумаем, может быть, здесь скрыт исток редких, но иногда совершающихся прорывов к миру, что, как теперь уже понят но, будет непременно связано не просто с привлечением вни мания к детскому восприятию мира, но и с оживлением в себе навыков такого восприятия. Понятно, что на фоне господст вующих умонастроений такое возвращение к себе не может не восприниматься в штыки или со смехом, т. е., по существу, негативным образом. Честь и хвала тем, кто отваживается на это, ибо он берет на себя невероятно трудный груз вхождения в скрытые и оставленные во времени «объемы психики», для чего вынужден покидать теперь уже привычное всем восприя тие времени, закрепляемое термином «современное». Вынуж денный смещаться из этого, чужого для него, времени и ос вобождать себя из напластований цивилизации, подобно ар хеологу, пробираясь к своему времени, он не может не идти наперекор господствующим настроениям. 8 Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мыш ления. JL, 1991. С. 176. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz