Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

так и к способам удостоверения такого «стояния». Дистанция эта обеспечивается нашим мастерством и изощренностью в деле понимания того, что представляет собой жизнь с пози­ ций инструментальных, технических и технологических. При­ чем при обращении внимания ребенка к этой среде формиру­ ется определенный угол зрения, деформирующий перпендику­ лярное вхождение его в мир, своим искажением изменяющий детское восприятие. Тем самым изменяется качество восприни­ маемого, т. е. качество объектов зрения, слуха, вкуса и обоня­ ния. Рост и усложнение таких «качеств», вместе с их наложени­ ем друг на друга и обоюдным прорастанием друг в друге, созда­ ют сетку-структуру взрослого отношения. Взрослея, ребенок утрачивает открытость миру: все более нарастающая его опре­ деленность заслоняет безграничное, набрасывает на него тень. Доверие к своему миру и слову этого мира, к месту и времени себя сменяется спектром точек зрения и релятивностью в отно­ шении чего бы то ни было, т. е. к миру. В этом проявляется сила взрастающего сознания, подменяющего наше мышление и выставляющего себя вместо него. Жизнь взрослого все мень­ ше и меньше ориентируется на тайное и то, что есть независи­ мо от него и его сознания: в «освобождении» от любой дву­ смысленности она открыта сознанию, исследующему ее вдоль и поперек. Теперь, встав на путь взросления, человек все боль­ ше и больше способен довольствоваться собой и обходиться без мира. Обратим внимание на замечание о том, дети «никог­ да не замыкаются в себе», тогда как «взрослые хотят иметь “отдельную комнату”, отгородиться стеной, им хочется “по­ быть одним”»7. Наряду с этим следует проанализировать подчас Мир и явление вдруг случающееся во взрослой жизни событие не- цивилизации посредственного отношения к миру независимо от установив­ шихся правил его восприятия, проистекающих от сознания и знаменующих осознание их, что и закрепляется введением условий, всегда предшествующих фиксации события и его интерпретации. Цивилизационное отношение к жизни как раз и связано с установлением запрета в отношении к самой воз- 7 Бибихин В. В. Узнай себя. СПб., 1998. С. 93. Об этом же см.: Биби- хин В. В. Слово и событие. С. 159. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz