Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
так и к способам удостоверения такого «стояния». Дистанция эта обеспечивается нашим мастерством и изощренностью в деле понимания того, что представляет собой жизнь с пози ций инструментальных, технических и технологических. При чем при обращении внимания ребенка к этой среде формиру ется определенный угол зрения, деформирующий перпендику лярное вхождение его в мир, своим искажением изменяющий детское восприятие. Тем самым изменяется качество восприни маемого, т. е. качество объектов зрения, слуха, вкуса и обоня ния. Рост и усложнение таких «качеств», вместе с их наложени ем друг на друга и обоюдным прорастанием друг в друге, созда ют сетку-структуру взрослого отношения. Взрослея, ребенок утрачивает открытость миру: все более нарастающая его опре деленность заслоняет безграничное, набрасывает на него тень. Доверие к своему миру и слову этого мира, к месту и времени себя сменяется спектром точек зрения и релятивностью в отно шении чего бы то ни было, т. е. к миру. В этом проявляется сила взрастающего сознания, подменяющего наше мышление и выставляющего себя вместо него. Жизнь взрослого все мень ше и меньше ориентируется на тайное и то, что есть независи мо от него и его сознания: в «освобождении» от любой дву смысленности она открыта сознанию, исследующему ее вдоль и поперек. Теперь, встав на путь взросления, человек все боль ше и больше способен довольствоваться собой и обходиться без мира. Обратим внимание на замечание о том, дети «никог да не замыкаются в себе», тогда как «взрослые хотят иметь “отдельную комнату”, отгородиться стеной, им хочется “по быть одним”»7. Наряду с этим следует проанализировать подчас Мир и явление вдруг случающееся во взрослой жизни событие не- цивилизации посредственного отношения к миру независимо от установив шихся правил его восприятия, проистекающих от сознания и знаменующих осознание их, что и закрепляется введением условий, всегда предшествующих фиксации события и его интерпретации. Цивилизационное отношение к жизни как раз и связано с установлением запрета в отношении к самой воз- 7 Бибихин В. В. Узнай себя. СПб., 1998. С. 93. Об этом же см.: Биби- хин В. В. Слово и событие. С. 159. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz