Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

частей его тела, а строятся на половой любви, артикулирующей такие касания и преобразующей их в технически выверенную ритмику сокращений своего тела. Таким образом, страсть реа­ лизует себя в измерении преобразования своего тела, связанно­ го с умением, т. е. с сугубо техническим и искусственным ее во­ площением. При проникновении в мир ребенка приходится обращать внимание на присущие ему феномены, другого способа приоб­ щения к нему у нас просто нет. Именно в различии и различе­ нии детского и взрослого миров есть что-то существенное и по­ казательное. Открытость миру ребенка Замечено, что самыми серьезными су- и замыкание в себе взрослого ществами на свете являются дети6. Они все делают всерьез: всерьез играют, всерьез разговаривают, все­ рьез знакомятся. Значит, все мы начинаем с серьезного отноше­ ния к жизни, выражаемого в том числе и в ее приятии. Перво­ начально, входя в жизнь, мы склонны предполагать, что у нее, у жизни, есть своя тайна и своя особая суть. Речь идет об от­ крытости детского восприятия и способности впустить в себя все без какого-либо ограничения, что мы постепенно, как пра­ вило, незаметно для себя утрачиваем. Что же происходит с на­ ми потом? Мы взрослеем, и это выражается в восприятии жиз­ ни как игры, когда мы сначала сталкиваемся с относительнос­ тью некоторого правила и его выполнения, а потом шаг за шагом приучаемся видеть ее во всем и вся. Между взрослею­ щим человеком и миром появляется дистанция, дистанция его собственного присутствия, выражающая себя в росте осознан­ ных реакций как в отношении того, что стоит перед человеком, 6Тема серьезности отношения к миру ребенка притягивала к себе лучшие умы разных эпох. Одной из первых о состоятельности мира ребенка заговорила М. Мид. См.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. Из последних работ, отстаивающих феноменальность мира детства, см., в частности: Бибихин В. В. Узнай себя. СПб., 1998. С. 96—97, 108— 111; Он же. Слово и событие. М., 2001. С. 143— 145, 147,151—162, 276. Но преобладает тенденция понимания детст­ ва как возрастного этапа развития человека, с присущим ей отстаи­ ванием роли и значения различных вариантов социализации. См. в этой связи: Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографи­ ческая перспектива). М., 1988. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz