Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ощущений и избавления от непременной осязательности под росток воспринимает прикосновение с трудом, а то и, опре деляя его для себя как насилие, не терпит вовсе. Погладить взрослеющего ребенка по голове или коснуться его тела при определенных условиях становится все более трудно: так что приходится признать, что онтологическая трещина между че ловеком и миром крепнет по мере нашего взросления. Однако вместе с ней крепнет ностальгия по прикосновению, ностальгия в двойном смысле. С одной стороны, она проявляется в качест ве острой тяги взрослого к тому, чтобы погладить в первую очередь своего, но также и чужого ребенка, даже если он этого никак не желает, часто идя наперекор его хотению и на психо - логический конфликт с ним. С другой стороны, взрослый и сам жаждет прикосновения, жаждет настолько, что временами его сознание коллапсирует, доходя до умопомрачения. Представ ляется, что возникновение и расцвет эротического и сексуаль ного измерения в современной культуре без этого интенцио- нального измерения человека, связанного в своем основании с онтологическим разобщением, углубляющимся в процессе индивидуализации, понять достаточно трудно. В какой-то мере разнообразнейшие средства сексуального воспитания и связан ная с ним эротизация чувств являются ответом на процесс индивидуализации и на способы культивирования второго и в этом смысле искусственного, по Аристотелю, вида чувств, когда человек теряет связь со своим осязанием, а шире — и со своим телом. И, пробиваясь к своему телу, человек идет на мно гое, вплоть до компрометации тех чувств, которыми он обеспе чен благодаря самовоспитанию и самообразованию, но которые он теперь склонен воспринимать чуть ли не враждебно. Обратим внимание на то, что любовь ребенка основана на прикосновении своими органами чувств к объекту страсти и конституирована такими касаниями. По большому счету каждый взрослый, если он способен взаимодействовать с глу биной своего внутреннего мира, также хранит в памяти такие феномены влюбленности: они в существенном отношении конституируют его внутренний мир. Однако доминирующие тенденции развития внутреннего мира взрослого человека свя заны не с платонической любовью, основанием которой явля ется прикосновение взором или кожным покровом отдельных 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz