Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
затрагивается важная проблема, связанная с необходимостью разукрупнения чувств ребенка. Формализация мысли, как и ее структурирование, выделяют в сознании детского существа те крупинки «своего» опыта, которые в наибольшей мере дают ему возможность, сохраняя себя, перейти в опыт взрослого и интегрироваться в него. Интересен в этом смысле будет именно опыт не оставления и преодоления ребенком своего детства любой ценой, вплоть до отказа от него, а значит, и от се бя, а редкие попытки реконструкции опыта взросления, совер шаемые с позиций рефлексии человеческого существа, когда мы понимаем и принимаем положение о тождестве нас — детей и взрослых. Принимаем его в качестве принципа, задаю щего и выстраивающего нашу биографию. Именно в парамет рах и границах смещений нас из мира детства в мир взрослого, но и наоборот, когда существенны и значимы наши опыты вне дрения во время и место детства, к бытию допускаются новые грани реальности нашей жизни3. Интересно, ЧТО ребенок нуждается В при- Феномен прикосновения косновении К миру взрослых, ОН тянется К “ его многогранность нему, стремясь в буквальном смысле соединиться с ним, ви димо, ощущая онтологический прерыв между ним и миром взрослого, стремясь залатать эту трещину в бытии своим дей ствием прикосновения. Любой может наблюдать, что ребенок первоначально тянет все в рот, затем, во что бы то ни стало же лая ощутить нечто своим телом, решает эту задачу посредст вом своего касания, поглаживания или припадения всем телом. Будучи ребенком, он жаждет прикосновения, хочет «на ручки», хочет быть, по крайней мере, обнятым или на худой конец по глаженным по голове, щеке, плечу. Процесс взросления как раз и связан с умением «прикасаться» к миру взглядом и слухом, вкусом и обонянием, когда у ребенка формируются способы, замещающие соматические и тактильные реакции в отноше- 3Показательно в этом отношении обращение к феноменологическо му опыту М. Пруста, неоднократно привлекавшего к себе внимание философов. См., например: Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб., 1999; Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте; Он же. Психологичес кая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб., 1997. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz