Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

затрагивается важная проблема, связанная с необходимостью разукрупнения чувств ребенка. Формализация мысли, как и ее структурирование, выделяют в сознании детского существа те крупинки «своего» опыта, которые в наибольшей мере дают ему возможность, сохраняя себя, перейти в опыт взрослого и интегрироваться в него. Интересен в этом смысле будет именно опыт не оставления и преодоления ребенком своего детства любой ценой, вплоть до отказа от него, а значит, и от се­ бя, а редкие попытки реконструкции опыта взросления, совер­ шаемые с позиций рефлексии человеческого существа, когда мы понимаем и принимаем положение о тождестве нас — детей и взрослых. Принимаем его в качестве принципа, задаю­ щего и выстраивающего нашу биографию. Именно в парамет­ рах и границах смещений нас из мира детства в мир взрослого, но и наоборот, когда существенны и значимы наши опыты вне­ дрения во время и место детства, к бытию допускаются новые грани реальности нашей жизни3. Интересно, ЧТО ребенок нуждается В при- Феномен прикосновения косновении К миру взрослых, ОН тянется К “ его многогранность нему, стремясь в буквальном смысле соединиться с ним, ви­ димо, ощущая онтологический прерыв между ним и миром взрослого, стремясь залатать эту трещину в бытии своим дей­ ствием прикосновения. Любой может наблюдать, что ребенок первоначально тянет все в рот, затем, во что бы то ни стало же­ лая ощутить нечто своим телом, решает эту задачу посредст­ вом своего касания, поглаживания или припадения всем телом. Будучи ребенком, он жаждет прикосновения, хочет «на ручки», хочет быть, по крайней мере, обнятым или на худой конец по­ глаженным по голове, щеке, плечу. Процесс взросления как раз и связан с умением «прикасаться» к миру взглядом и слухом, вкусом и обонянием, когда у ребенка формируются способы, замещающие соматические и тактильные реакции в отноше- 3Показательно в этом отношении обращение к феноменологическо­ му опыту М. Пруста, неоднократно привлекавшего к себе внимание философов. См., например: Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб., 1999; Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте; Он же. Психологичес­ кая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб., 1997. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz