Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
руживает новые и новые формы, по-иному структурирующие его жизненный мир. И в этом смысле проникновения каждой вещи и каждого явления взрослого мира в детский мир стано вятся событиями этого мира. Опыт взросления: проблема Такие «события», феноменологически разукрупнения чувств определенные в зависимости от мно гих факторов, представляют собой потенциальную картогра фию «очеловечивания»: «карты» и «маршруты» разнятся как по принципу своего строения, так и по характеру работы с ними. Психоаналитическая концепция формирования личности ак центирует внимание на том, что картография и топология ока зываются существенными чертами и событиями психической деятельности ребенка. Когда он выходит за пределы своих, все гда привычных с позиций сознания, ощущений (ведь если на лицо осознанность восприятия, то оно, по крайней мере, вто рично, а не первично), он учится отличать и отделять одно свое чувство от другого. В таких «препятствиях», «помехах» и «барьерах», проистекающих из мира взрослых, экстенсивно или интенсивно его (этот «мир») выражающих, ребенок полу чает возможность, во-первых, разупорядочивания своих чувств, что может вылиться даже в программу «воспитания чувств», всегда связанную с их деформацией, коррекцией и даже про граммированием. Во-вторых, он обретает опыт дополнения к своему жизненному восприятию, т. е. опыт трансценденталь ного единства апперцепции. Этот, не содержащийся в воспри ятии ребенка, опыт, выступающий формой продления и ком бинации чувств , собственно, и можно определить в качестве опыта сознания. В реализуемости процесса взросления значим целый ряд уникальных факторов-феноменов, которые со временем, уже отработав и приведя к эффекту, постепенно сходят на «нет» и часто впоследствии только тлеют в нашей взрослой жизни. Таковы воображение, представление, фантазии, благодаря которым ребенок собирает свой мир из отдельных эмоций и ощу щений. Именно посредством структурирования эмоционально го состава своей жизни человек приобретает опыт, определя- ющийего сущность, с которой он впоследствии будет вынуж ден считаться как со значимым моментом себя, и в ситуации его сохранения, и при избавлении от него. В этом ракурсе 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz